Найти тему
Eurasia Daily

Проблема Чернобыльской АЭС в контексте СВО: Белоруссия снова в фокусе

В истории Белоруссии, как и России с Украиной, 26 апреля является, пожалуй, одной из самых трагических дат современности. В этот день 37 лет назад произошла трагедия на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), последствия которой многие народы будут ощущать на себе еще не одно десятилетие.

Несмотря на то, что по прошествии многих лет тема чернобыльской угрозы несколько потеряла свою остроту и даже получила в Белоруссии политический оттенок, последний год показал, что проблема не только никуда не ушла, но и в любой момент может «выстрелить» с новой силой.

Как известно, Чернобыльская атомная электростанция расположена на территории Украины в 150 км от Киева и в 16 км от границы Белоруссии. После взрыва на 4 энергоблоке в апреле 1986 года в атмосферу было выброшено более 40 различных видов радионуклидов. Согласно официальным данным, радиоактивному облучению подверглись миллионы жителей Белоруссии, Украины и России, а цезием-137 и стронцием-90 было загрязнено около 155 000 кв. км. По различным оценкам специалистов, большинство радиоактивных осадков пришлось именно на Белоруссию, загрязнив долгоживущими радиоактивными изотопами порядка 23% территории республики, где располагалось около 3 680 населенных пунктов. Для сравнения, в России и Украине эти цифры составили 0,5% и 4,8% соответственно.

В результате трагедии пострадало порядка 2,5 млн жителей Белоруссии, около 135 тыс. были перемещены в чистые области республики (еще 200 тыс. самостоятельно покинули загрязненные территории), а общий ущерб, нанесенный аварией, составил $ 235 млрд, что являлось 32 годовыми бюджетами БССР за 1986 год. Более того, в первой половине 1990-х годов Белоруссия была вынуждена тратить до 20% своего бюджета на ликвидацию последствий аварии, что существенным образом сказывалось на экономическом развитии республики. На протяжении всего периода независимости вопросы жизнедеятельности населения на пострадавших территориях были одними из важнейших во внутриполитической деятельности Александра Лукашенко, а страна только к 2020 году потратила на преодоление последствий аварии порядка $ 20 млрд, и вложения не прекращаются и по сей день.

Сегодня в Белоруссии реализуется очередная государственная программа на 2021−2025 годы. Причем деньги выделяются не только из республиканского и местного бюджетов, но и Союзного государства (СГ). В общей сложности на выполнение мероприятий программы до 2025 года Минск направит более 3 млрд белорусских рублей (около $ 1 млрд), а из СГ поступят еще 1,6 млн российских рублей.

Вся проделанная за несколько десятилетий белорусскими властями работа к настоящему времени позволила вернуть к прежней жизни множество ранее утраченных территорий. Предполагается, что общее количество населенных пунктов, входящих в зону радиоактивного загрязнения, к 2025 году уменьшится по сравнению с 2016 годом на 273, к 2035 году — на 626, а 2090 году их не будет вовсе, хотя полностью безопасной вся территория республики станет еще нескоро. Например, в Полесском радиационно-экологическом заповеднике наблюдается тенденция, когда при распаде плутоний-241 образует новое высокотоксичное вещество — америций-241, и происходить это будет вплоть до 2056 года. Однако все это нисколько не убавляет оптимизма белорусских властей, особенно на фоне того, что к настоящему времени площадь территории республики, официально загрязненной цезием-137, сократилась за счет естественного радиоактивного распада практически вдвое и составляет 12,3%.

Аналогичные процессы проходят и в России, где также уделяют немало внимания радиационной безопасности и проводят различные мероприятия по преодолению последствия аварии на ЧАЭС. Предполагается, что уже в 2024 году в РФ прекратит существовать зона отчуждения. При этом зона отселения сохранится, однако жители смогут вернуться туда после снижения уровня радиации до приемлемых показателей.

Необходимо отметить, что в Белоруссии чернобыльской трагедии всегда придавали особое значение, а тема аварии на ЧАЭС очень часто политизировалась. В первую очередь политическую окраску ей старались придать местные националистически настроенные оппозиционеры, которые на протяжении десятилетий ежегодно 26 апреля устраивают так называемый «Чернобыльский шлях». На данном мероприятии события 1986 года и их последствия всегда были лишь прикрытием выдвигаемых оппозицией политических требований, которые с каждым годом становились все более радикальнее и, в конечном счете, скатились до «Белоруссию в Европу!». После 2020 года, когда белорусские власти значительно зачистили ряды националистов и радикалов, «Чернобыльский шлях» стал проводиться за границей беглыми «змагарами» и представителями местной диаспоры, но точно с такими же лозунгами. Ни о какой памяти, либо помощи пострадавшим на этих мероприятиях речи не идет. Более того, после начала специальной военной операции (СВО) некоторые беглые оппозиционеры пытаются придать данной теме открытый русофобский окрас, называя Россию виновницей событий 26 апреля 1986 года.

Стоит заметить, что СВО придала чернобыльной теме новый импульс, который вполне может снова вернуть проблему ЧАЭС в повестку дня как для Белоруссии, так и России. Известно, что еще до начала спецоперации в информационном пространстве периодически появлялась информация о неких действиях украинской стороны на атомной станции, которые свидетельствовали о проведении на ее территории запрещенных работ, несущих ядерную угрозу региону. После перехода АЭС 24 февраля 2022 года под контроль российских военных Киев неоднократно пытался обвинить в «ядерном терроризме» Москву, хотя в реальности именно Россия стремилась не допустить новой техногенной катастрофы. Для этого на ЧАЭС даже прибыли сотрудники «Росатома», которые должны были контролировать ситуацию после отказа работать украинских специалистов. Именно из-за обстрелов со стороны Вооруженных сил Украины (ВСУ) 9 марта станция была полностью обесточена, что потребовало немало усилий, чтобы не допустить новой аварии.

После того, как в Россия в знак доброй воли покинула северную часть Украины, а станция с апреля снова перешла под контроль Киева, ситуация только на первый взгляд стала спокойнее. Официально МАГАТЭ несколько раз подтверждала, что опасности для персонала станции нет, несмотря на «небольшое повышение» уровня радиации. В то же время, в январе 2023 гендиректор организации Рафаэль Гросси сообщил о запуске постоянной миссии на ЧАЭС для обеспечения ядерной безопасности, что не коррелирует с предыдущими заявлениями о том, что на станции все в порядке и дополнительного контроля со стороны международных структур не требуется. По всей видимости, даже в МАГАТЭ прекрасно понимают, что Киев рано или поздно снова начнет использовать тему Чернобыля в своих собственных интересах, абсолютно не заботясь о последствиях подобных действий. И события последних месяцев только подтверждают это.

В частности, еще в феврале стало известно, что ВСУ начали проводить учения в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС у границы с Белоруссией. Сообщалось, что именно эта территория стала для украинских войск важной тренировочной площадкой. При этом, согласно даже западным источникам, ВСУ отрабатывали здесь нападение на Белоруссию, хотя официально Киев, конечно, все это отрицает.

Кроме того, в Москве неоднократно заявляли, что киевский режим планирует организовать на ЧАЭС провокацию. Например, еще 14 февраля подведомственный Минобороны РФ Межведомственный координационный штаб по гуманитарному реагированию заявил, что Киев планирует обвинить РФ в грубом нарушении конвенции о ядерной безопасности. Тогда сообщалось, что Украина готовит информационную провокацию и до 22 февраля планирует представить доказательства того, что во время пребывания российских военных на Чернобыльской АЭС и в зоне отчуждения произошло радиоактивное заражение. Примечательно в данном случае то, что «доказательная база» обвинений, по данным российского штаба, была составлена при участии специалистов Управления по радиационной и ядерной безопасности Норвегии.

К 26 апреля информационная кампания Киева по обвинению России в «ядерном терроризме» и вовсе стала напоминать шизофрению. Если ранее украинские власти делали упор на то, что российские военные якобы вывезли или уничтожили около 698 компьютеров, 344 автомобилей, 1500 дозиметров радиации и практически все средства пожаротушения, а ущерб составил не менее $ 135 млн, то теперь обвинения вышли на уровень абсолютного безумия. В частности, глава Госагентства Украины по управлению зоной отчуждения Евгений Крамаренко на полном серьезе заявил, что во время «захвата» АЭС «пострадали краснокнижные животные, на которых российские солдаты устраивали охоту и затем ели». Хотя и он был вынужден признать, что в период нахождения на ЧАЭС российских военных «хранилища радиоактивных отходов и основные объекты обращения с радиоактивными отходами не пострадали».

Впрочем, все это никак не повлияло на общую антироссийскую информационную кампанию, которую продолжает проводить Киев, что подтвердило выступление Владимира Зеленского в день годовщины аварии. По его словам, Россия «не только захватила атомную станцию, но и снова подвергла опасности весь мир», а потому «мы должны сделать все, чтобы не дать государству-террористу ни одного шанса использовать объекты атомной энергетики для шантажа Украины и всего мира». Правда, он не стал вспоминать о том, как ВСУ на протяжении года обстреливают Запорожскую АЭС, подвергая огромной опасности не только Украину, но и весь европейский континент, и только профессионализм российских военных и специалистов позволяет станции работать в безопасном режиме.

Необходимо признать, что возращение в повестку дня темы Чернобыльской АЭС сегодня связано в первую очередь с неадекватностью действий киевского режима, как бы в украинской столице не пытались перевести вину на Россию. Именно стремление украинских властей любыми способами привлечь к себе внимание и создать из РФ, а с ней и Белоруссии, образ некого «ядерного террориста» может привести ситуацию к крайне непредсказуемым последствиям. В том числе, нельзя исключать и реальных провокаций, в результате которых может произойти серьезная техногенная катастрофа. Это, в свою очередь, поставит в опасность значительное число жителей Белоруссии и России, которые уже вернулись на ранее загрязненные территории, а также создаст угрозу национальной безопасности соседних с Украиной стран.

Поэтому в настоящее время те, кто считает, что о Чернобыльской трагедии уже можно забыть, к сожалению, ошибаются. В нынешней нестабильной геополитической обстановке и при наличии неадекватных политиков в Киеве никакой вариант развития событий, даже самый невероятный, исключать нельзя. Поэтому внимание к ЧАЭС и тому, что вокруг нее происходит, должно оставаться на самом высоком уровне, чтобы в последующем никому не пришлось пожалеть об излишней беспечности.

Наука
7 млн интересуются