Советская власть в итоге победила на всей территории России и на большей части территории бывшей Российской империи потому, что большевистский политический проект отвечал интересам подавляющего большинства населения страны.
К 1917 году 85% процентов жителей тогдашней России были либо крестьянами, либо рабочими, недавними выходцами из деревни, и произошедшая в 1917 году Октябрьская революция по своим целям и по своим движущим силам была в первую очередь революцией крестьянской.
Главным вопросом, который эта революция должна была решить и успешно решила, был "вопрос о земле". И ни одна из действовавших тогда в России политических партий кроме большевиков во главе с Лениным не решала этот вопрос в пользу крестьян.
В силу совокупности объективных причин Октябрьская революция 1917 года имела также антиимпериалистической и антибуржуазной характер и осуществлялась через открытое насилие против господствующих классов, помещиков и буржуазии.
В ходе революции и гражданской войны появился ранее невиданный в истории тип власти - Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Верховной властью в стране стал ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов. Съезды Советов избирали исполнительную власть - ВЦИК и Совет народных комиссаров (Совнарком) - аналог совета министров.
Из чего возник советский строй и какие человеческие потребности он считал фундаментальными?
Советский строй вырос прежде всего из традиционного крестьянского типа сознания. Коллективистское общинное крестьянское мировоззрение базировалось на четких представлениях о том, что необходимо человеку, что желательно, а что лишнее, без чего можно обойтись.
В ходе революции, иностранной интервенции, гражданской войны и последующей хозяйственной разрухи представления о необходимом наборе потребностей человека свелись к очень ограниченному списку необходимых вещей и простых символов.
Носители "ненужных" материальных и духовных потребностей были либо уничтожены, либо уехали в эмиграцию, либо "перевоспитались" самой повседневной реальностью. На какое-то время в советском обществе сложилось "единство потребностей".
По мере того, как жизнь входила в нормальную, мирную колею, становилась все более и более городской и разнообразной, набор "признанных" потребностей стал ограничивать, а потом и угнетать все более и более заметные части общества.
В представлении этих некоторых групп советских граждан США и страны Западной Европы стали некими воображаемыми идеальными очагами "цивилизации", где именно их ущемленные в СССР потребности почитаются, уважаются и ценятся.
О тех своих потребностях, которые хорошо и чаще всего бесплатно удовлетворял советский строй, эти граждане, считавшие себя очень начитанными и культурными и в силу этого и страстно презиравшие "совок", почему-то предпочитали забывать.
Советская власть была крепка пока крестьянство оставалось большинством населения СССР. Но начиная с 60-х годов прошлого века СССР переживал ускоренную и форсированную урбанизацию. В 1950 году с СССР в городах жили 71 млн. человек (39% населения), а в 1990 г. - уже 190 млн. человек (66%).
При этом в отличие от Запада, следствием ускоренной индустриализации в России и СССР стало появление очень большого числа новых городов. В 1990 году 40,3% всех городов СССР составляли города, созданные до 1945 г. (и 69,3% - созданные после 1917 г.).
Например, Набережные Челны из поселка с населением в 20 тыс. чел. за 20 лет превратились в крупный город с 500-ми тысячами жителей, а численность всей Нижнекамской агломерации, образовавшейся вокруг Набережных Челнов, перевалила за 1 млн. человек.
Думается, стратегической ошибкой партийно-хозяйственного планирования в СССР была принятая в период индустриализации ориентация на промышленное развитие крупных городов - мегаполисов. Опорой советского строя были села и малые города, и их надо было поддерживать и развивать.
Новые города, как материальные образования, были построены, но становления городской культуры и в полной мере городского образа жизни еще не было. Противоречие между материальной средой обитания и и типом культуры ее обитателей переживалось ими болезненно.
Люди переселившиеся из сел и деревень в города зачастую тосковали по оставленным на селе большим семьям, друзьям, родственникам, привычным сельским занятиям и плохо приспосабливались к новому для них городскому образу жизни.
Высокий темп работы и бытовая неустроенность, заметный дефицит многих необходимых для повседневной жизни в городе товаров, обилие труднодостижимых и заманчивых соблазнов приводит таких потерявших привычную социальную почву людей в состояние постоянной утомленности и раздражительности.
Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать рассказы и повести В. М. Шукшина, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева и других известных советских писателей того времени, отразивших сложности адаптации бывших жителей деревни к жизни в городе.
Чем же отличается крестьянская жизнь от "жизни городской"?
Прежде всего тем, что все ежегодные сезонные сельскохозяйственные работы для крестьянина носят характер служения Богу и созданному Богом окружающему миру - природе с населяющими ее живыми существами. Пахота, сев, косьба, прополка и уборка урожая воспринимались им, как некое литургическое действо.
Даже если такой крестьянин не верит в Бога, он почти неосознанно поклоняется земле, небу, полям, деревьям... Вспомним хотя бы Егора Прокудина из "Калины красной" В.М. Шукшина, который, как с живыми, разговаривает с молодыми березками на краю вспаханного им поля...
И очень важно, что такое общение с Богом и одухотворенной им природой носит индивидуальный, скрытый от чужих глаз, характер.
И такое общение дает крестьянину санкционированное свыше чувство хозяина: своего дома, своего участка земли, ощущение полноправного членства в общине таких же, как он, прикипевших к земле хозяев - его соседей по деревне.
В городе же такой, оторвавшийся от своих корней человек, лишенный привычного сельского труда и почти лишенный общения с близкой ему и любимой природой, выполняющий каждый день одни и те же придуманные кем-то другим монотонные операции на промышленном производстве, испытывает постоянный стресс.
Дополнительному стрессу он каждый рабочий день подвергается в городском общественном транспорте во время поездок на работу и с работы, которые в крупном городе могут занимать от полутора до двух часов ежедневно.
Постоянный городской шум и загазованность воздуха также не добавляют ему душевного комфорта и позитива.
Компенсировать такой постоянный стресс - это жизненная потребность человека. А чем бывший сельский житель в городе снимает стресс? Привычными средствами - водкой и драками. Воспитательные меры парткома, профкома и комсомольской организации в этом случае редко помогали.
Привычка "культурно проводить свой досуг" у бывшей сельской молодежи глухих сел и деревень, где и клуба-то зачастую никогда не существовало, еще не сформировалась. Но напряжение и агрессия против тех, кто по какой-то причине рядом с ними живет лучше, копилась...
Продолжение следует...