Сегодня мы рассмотрим очень интересную тему. Когда и как появились страны или станы Центральной Азии? Есть большой регион под названием "Центральная Азия", который состоит из пяти стран: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Слово "стан" означает в переводе с древнеиранских языков "страна" или "земля". Таким образом, Казахстан - это земля казахов. Таджикистан - страна таджиков и так далее. Как независимые государства эти пять стран появились на свет в тысяча девятьсот девяносто первом году в связи с распадом Советского Союза. Однако, что этому предшествовало и при каких исторических обстоятельствах они образовались и как оказались именно на нынешних территориях? Вот это уже совершенно другой вопрос.
Для начала давайте определим значение слова "страна". Страна - это исторически сложившаяся духовное единство между народом и населяемое им территорией. Как показывает мировая история страны рождаются и исчезают вследствие крупных судьбоносных событий, таких, как войны, переселение народов, климатические изменения и эпидемии. В истории стран Центральной Азии таким событиям безусловно стало завоевание этого региона Чингисханом в тринадцатом веке.
До появления нынешних пяти государств Центральной Азии в этом регионе существовали совершенно другие народы и страны. Саки, тюрки, персы, кипчаки, карлуки, огузы и так далее. Между народами этого региона издревле существовали тесные политические, торговые и культурные связи. Каждый из этносов занимал определенную территорию, имел свою самобытную культуру и жил в соответствии со своими традициями. И хотя время от времени между ними происходили войны в целом же в регионе сохранялась определенное равновесие. Однако все изменилось в тринадцатом веке, когда войско Темуджина огнем и мечом покорило все народы центральной Азии и насильно включили в состав своей огромной военной империи. Тринадцатый век был веком триумфом завоеваний Чингисхана, создавшего огромную империю, которая простиралась на востоке до Тихого океана, на западе до Средиземного моря, а на юге до вод Индийского океана.
Ханы из династии Чингизидов обладали неограниченной властью над завоёванными странами, а чтобы сохранить свое господство над покорёнными народами, наследники Чингисхана стремились подавить их народное и национальное самосознание. В этих целях они проводили политику по раздроблению, перемешиванию, выселению из родных земель, а также уничтожали представителей духовно-интеллектуальной элиты. Но пока монгольская империя была едина и сильна, любые попытки подчиненных народов освободится, были безуспешными. Однако уже в четырнадцатом веке среди правящей элиты Чингизидов резко усиливается борьба за власть. Это приводит к ослаблению власти правителей. В результате чего во многих частях некогда единой империи незамедлительно вспыхивают освободительные восстания покоренных народов. В тысяча триста пятьдесят третьем году происходит восстание в Иране, которая свергла власть династии Хулагуидов. В тысяча триста шестьдесят восьмом году в Китае происходит восстание красных повязок, в результате которого власти лишается династия Юань.
В центральной Азии процесс освобождения народов от власти правителей, имел свои особенности. После завоеваний Чингисхана здесь произошли большие изменения. Все страны региона подверглись разорению, опустошению произошло перемещение, смешение множество местных оседлых и кочевых племен, а территория самого региона была поделена между двумя улусами: Золотая Орда и Чагатай. В середине четырнадцатого века улус Джучи распадается на белую и синюю орду, а улус Чагатай разделяется на два государства: Моголистан и Мавераннахор.
Следующий пятнадцатый век стал эпохой окончательного заката улусов и временем возникновения современных стран Центральной Азии. В первой половине пятнадцатого века в регионе существовало три крупных государства, которые были последними осколками империи Чингисхана. Государства хана Абулхаира, держава Тимуридов и Моголстан. Государство кочевых узбеков хана Абулхаира занимала степные территории на северо-западе Центральной Азии.
Кочевые узбеки были молодым этносом, который сложился в конце четырнадцатого века. Основой идентичности этого народа стало традиция, заложеная знаменитым ханом Узбеком, правившем Золотой Орде в тысяча триста тринадцатом по тысяча триста сороковой год. Как известно, основой империи Чингисхана служил свод законов - Великая Яса. Она закрепляла господствующий статус всех Чингизидов и господствующих народов над завоёванными землями. Так вот Узбек хан был первым из правителей золотой орды, кто осмелился нарушить эту традицию. Он отошел от заветов Великой Ясы и утвердил в качестве государственной религии ислам. В итоге к концу четырнадцатого века участие кочевых тюркских и монгольских племен сформировалась новая идентичность на основе исламской религии. Эти племена считали себя продолжателями традиций Узбек хана, и поэтому стали называться узбеками.
Однако среди кочевых племен были и те, кто считал, что наряду с исламом необходимо также придерживаться и исконных кочевых традиции. Конфликт между этими двумя группами племен привел к распаду государства Абулхаира в тысяча четыреста шестьдесят пятом году. Сторонники степных кочевых традиций, которые возглавляли султаны Керей и Жанибек не желали подчиняться Абулхаиру, и потом отделились от него. Через некоторое время Кирей и Жанибек вернулись и изгнали сторонников Абулхаира хана из степи. Большая часть степных земель Центральной Азии вошла в созданной ими союз племен, который стал именовать себя именем "казах", что в переводе с тюркского языка означало "свободный", "вольный". Так на свет появилась страна кочевых степняков, Казахстан.
Внук Абулхаира, царевич Мухаммед Шейбани возглавил ту часть кочевых племен, которые следовало исламской традиции хана Узбека. В тысяча пятьсот первом году войска Шейбани совершили поход в земли Мавераннахра, междуречье Сырдарьи и Амударьи и завоевали находившиеся здесь государство Тимуридов. Земли этого региона были населены множеством оседлых и кочевых народностей, говоривших на иранских и тюркских языках. После завоевания Мавераннахра кочевые узбеки постепенно смешались с местным населением и дали ему свое самоназвание "узбек". Этим было положено начало стране узбеков, Узбекистана.
Завоевания кочевыми узбеками Мавераннахра изменила карту расселения тюркоязычных и ираноязычных народностей на юге Центральной Азии. Основная часть ираноязычные населения, включая таджиков, оказалась сосредоточена к югу междуречья Сырдарьи и Амударьи, Как известно, ираноязычные народы были древнейшим населением центральной Азии, а возвышение тюркских племен во главе с кочевыми узбеками усилила процесс консолидации и смешения населения ираноязычных народности на основе их общего древнеиранского культурного лингвистического наследия. Позже весь этот ираноязычный ареал региона стал страной таджиков, Таджикистан.
В тот же период на рубеже четырнадцатого, пятнадцатого веков на побережье Каспийского моря завершился процесс образования туркменского народа. В его состав вошли кочевые племена в основном тюркского происхождения. Идейной программой объединения этих племен стало стремление к возрождению традиционного культурного уклада древних тюркских племен огузов. Именно отсюда берет начало этноним "туркмен", что означает в переводе "чистокровный настоящий тюрк". Падение империи Тимура в тысяча пятьсот первом году привела к обретению туркменскими племенами самостоятельности. В результате на карте региона появилась земля туркмен, Туркменистан.
Наконец, в конце того же пятнадцатого века произошел распад государства Моголистан, которое занимала земли Тянь-Шаня, Семиречья и восточного Туркестана. Войны с государством Тимуридов, а также междоусобная борьба подорвала силы Моголистана. Этим незамедлительно воспользовались покорённые народы, среди которых были и кыргызы. Борьба кыргызских племен за свою независимость от могольских ханов руководил легендарнай кыргызский предводитель Тагай бий, известный также под именем Мухаммед Кыргыз. В конечном счете кыргызы сумели освободиться от власти моголов и к тысяча пятьсот десятому году на территории гор Тянь-Шаня образовалась страна кыргызов, Кыргызстан.
В заключение, завоевание Центральной Азии Чингисханом в тринадцатом веке стала для народов региона временем подавления их самосознания. Четырнадцатый век стал временем пробуждение этого самосознание, вместе с тем имелись и свои особенности. Если у казахов, кыргызов, узбеков восстановление народной самоидентификация происходило в рамках духовной преемственности с пространством места развития, где они проживали, то у таджиков и туркмен оно опиралось на этнокультурные традиции, что также нашло отражение в самоназвание народа. Таким образом, как мы видим, все пять стран Центральной Азии. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан образовались примерно в один и тот же период, вторая половина пятнадцатого начала шестнадцатого веков.