Найти в Дзене

Основные принципы педагогической системы В.А.Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский все общедидактические методы обучения разделял на две группы:

1. Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений;

2. Методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.

Таким образом, методы воспитания в концепции В.А. Сухомлинского отличаются высокой гуманностью и результативностью. Отсутствие наказаний, вознаграждение и развитие положительных качеств ребенка, мудрое наложение запрета на удовлетворение деструктивных потребностей – все это способствует эффективному и безболезненному формированию активной, позитивной и зрелой личности.

Василий Александрович Сухомлинский – один из тех педагогов, который построил свою систему воспитания на принципе сотрудничества. Под ним он понимал не только взаимодействие между детьми, между педагогами и детьми, но и контакт педагога с семьей, единство в педагогическом воздействии на ребенка. Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

-доверия к ребенку;

-получение знаний без принуждения;

-воспитания без наказаний;

-сотрудничество родителей, учителей и детей;

-высокая нравственность;

-труд как творчество;

-свобода выбора поведения, поступка, образа жизни;

-ответственность за свой выбор .

Василий Александрович Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. На этом строились отношения в его школе:

- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах,

- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей,

- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться,

- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний,

- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность,

- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой),

- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка,

- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде,

- личность и коллектив - это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Охарактеризованные в работах В.А. Сухомлинского положения о воспитательных ценностях, значении ценностного отношения к детям, их самобытности и индивидуальности, рекомендации о необходимости воспитания личности самобытной, духовной, гуманной, а также формирования личности на основе достижений школьника вполне согласуются с приоритетными направлениями современной сферы воспитания и сохраняют свою актуальность как для теории, так и для практики ценностно-ориентированного воспитания.