Куда уезжают выпускники сельских школ? Как семиклассники решат проблему дефицита учителей? И почему к детям нужно обращаться на «вы»? Об этом — в интервью преподавателя для Inkazan.
Не секрет, что деревням Татарстана не хватает учителей, а количество уехавшей из сельской местности молодежи уже сложно подсчитать. Однако у проблем есть решение, и об этом редакции заявила Лариса Камалова — учительница ленинской школы Новошешминского района Татарстана.
Лариса Рафаеловна преподает химию, биологию и географию порядка 27 лет. Она несколько раз планировала уйти из профессии, однако любовь и преданность своему делу не позволили республике лишиться профессионала.
В 2022 году учительница прошла отбор по федеральной программе «Земский учитель», переехав из родного Мензелинска в небольшое татарстанское село Ленино. О своем опыте Лариса Рафаеловна рассказала Inkazan.
— Как вы пришли к преподаванию?
Мои две тети были преподавателями, обе — географами. Они стимулировали меня пойти по тому же пути: общаясь с ними в семейной обстановке, я узнавала интересные стороны преподавания. Так как я была в семье старшая, у меня была возможность «поучать» младшего, тренироваться на нем. Я даже соседских ребятишек для этого собирала.
Все 11 классов я уже твердо знала, что пойду в педагогический. Так как вокруг меня были географы и биологии, первый диплом у меня учителя географа-биолога. Я поступила в Набережночелнинский институт — мы, кстати, первый выпуск географака.
А второе образование — химическое — я получила намного позже, в 2015 году. Получилось это вынужденно, так как часовая нагрузка уменьшалась, детей становилось все меньше и меньше, и нужно было становиться конкурентоспособной. Другими словами, по духу времени мне нужно было получить этот диплом.
— Вы переехали ради работы из Мензелинска в село Новошешминского района республики с населением в 500 человек. Как это произошло?
Я проработала в мензелинской гимназии последние 13 лет. Жизнь сложилась, дети выросли, а я не могу сидеть на одном месте — мне постоянно нужна смена обстановки и окружения. Моя коммуникабельность помогла мне решиться на этот шаг.
Я проработала не в одной школе. Как вы знаете, существует дефицит кадров, особенно учителей химии и биологии, приходилось работать и в сельских учреждениях, поэтому мне это не в новинку. Почему именно село Ленино? На самом деле, методом тыка — ткнула в середину республики и начала разбираться, что бы это могло быть. Оказался Новошешминский район.
В феврале 2019 года президент России Владимир Путин предложил реализовать проект по поддержке учителей, работающих в сельских образовательных учреждениях. Он получил название «Земский учитель».
Согласно правилам программы, кандидат должен устроиться на работу в школу в населенном пункте, численность населения которого не превышает 50 тысяч человек, и отработать там пять лет. По истечению этого срока, педагог получает 1 миллион рублей.
— Вы стараетесь общаться с детьми и коллегами официально или по-домашнему?
Всегда должна быть дистанция, потому что учитель, в первую очередь, — взрослый человек и сложившаяся личность. Дистанцию всегда надо соблюдать, не спускаясь до уровня «ты да я». Должно быть так, чтобы учитель показал детям, что он их уважает. Я, например, к своим ученикам обращаюсь на «вы», что их действительно удивило.
— Какую цель вы видите для себя как для учителя?
Занятия должны быть доступными и деятельными. Для меня важно, чтобы ученики освоили навык выражения собственного мнения, базируясь на свой уровень знаний. Все это, конечно, достигается различными технологиями и методами, чтобы уроки не были однообразными.
— Как часто выпускники сельских школ выбирают химию и биологию для сдачи на ОГЭ и ЕГЭ?
Химию и биологию у меня сдают каждый год, и каждый год это количество разное. Но у меня никогда не было, чтобы в конце года хотя бы один человек не сдал мой предмет. Это зависит от количества учащихся.
В городских школах в 10-11 классах остаются порядка 10-15 человек, в сельской так вообще — 5-8 человек, и то все равно по одному человеку сдают мои предметы. Географию сейчас сдают реже, потому что мало направлений для поступления.
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин заявил, что в 2023 году биологию для сдачи на ЕГЭ выбрали 2,5 тысячи местных выпускников, химию — 1,7 тысячи.
В это же время в тройку самых популярных предметов среди школьников вошли профильная математика, которую собрались сдавать 7,6 тысячи одиннадцатиклассников, обществознание, на которое записалось 6 тысяч учеников, и информатика, которую выбрали 3,3 тысячи человек. Примечательно, что меньше всего выпускников выбрали татарский и французский языки — их сдадут восемь и два человека соответственно.
— Чувствуется ли отток молодежи из сел?
Очень, очень. Поток просто невероятный — можно сказать, что 90%. Возвращаются, но для этого нужны годы. В сельских районах по большей части работают девятилетки, поэтому дети даже в 10-11 классы уезжают в города, и не те, что рядом, а большие — ребята стараются уехать в Казань, Челны. Они таким образом готовят себе площадку для старта в вузы.
Я считаю, что села не должны пустовать. Здесь нужно улучшать структуру. Я в этом направлении не слишком глубоко думала, но, по крайней мере, сельскую местность нужно культурно облагораживать. Не хватает у администрации инструментов для привлечения молодежи в села.
— Поднимем еще одну больную тему образования. Почему выпускники педагогических факультетов не идут работать в школы?
Отчетность, очень большой объем отчетности — это пугает ребят. Я вижу выход в формировании педагогических классов. Те молодые люди, которых мы отправляем в вузы, осознанные, они не уверены, что пойдут в педагогику. А маленьких ребят, 7-10 классы, можно, грубо говоря, «обработать», сформировать их мнение, показав плюсы преподавательской работы.
— Почему отчетность — это минус работы учителя?
Она забирает много времени. В данный момент мы с ученицей готовим видеообзор к экологическому конкурсу по одной из тематик. Я бы взяла основу из литературы, потому что практическими направлениями информации мы владеем. Красиво преподнести, интересно и вкусно показать — на это просто не хватает времени.
— Каким должен выпуститься подросток из стен школы?
Может быть и шаблонно, но мне хочется, чтобы выпускник был конкурентоспособным. Чтобы выйдя со школы, он четко знал, чего он хочет, и так же четко шел к этой цели. Задача школы — сформировать и смотивировать ученика действовать по мере его возможностей, не упуская шанса.