"Служебный роман" (реж. Э. Рязанов, 1977)
Психолог никогда не поверит в историю "Это как-то само так получилось". О том, как связаны наши результаты с нашими намерениями, я писала в этой статье. "Само" как-то так получиться просто не может. И если в результате Оля получила то, что получила, она сама поспособствовала этому, имела такие намерения, пусть и неосознаваемые.
Тем не менее, причины поведения героини фильма, могли быть самыми разными.
Версия первая. Кризис 40.
Название кризиса весьма условно. Специалисты утверждают, что любой возрастной кризис имеет диапазон плюс-минус 5 лет, так что "кризис сорока" может нагрянуть и в 37, и в 45. Независимо от точной цифры, кризис определяется теми задачами, которые он ставит перед человеком.
Относительно "кризиса 40" можно встретить разные интерпретации, но чаще всего с ним связывают две задачи:
- Разобраться в себе. По сути, 40 лет это тот последний рубеж, когда самопознание в большинстве случаев еще может дать плоды и привести к изменениям в жизни. Не разобрался в себе в 40, дальше, скорее всего, это будет уже или не актуально, или слишком лениво.
- Понять, а с тем ли человеком я живу. Пресловутый миф о том, что в районе 40 лет случается очень много разводов и новых союзов, имеет-таки под собой некоторые основания.
Судя по всему, муж Ольги – не тот человек, с которым она хотела бы жить. Отсюда беспомощные попытки освежить романтическую сферу жизни, доказать себе и другим, что она, Оленька, "еще ничего" (о чем она даже спрашивает Анатолия).
Сама Рыжова в письме как раз ссылается на этот кризис: "Женщины, когда им под 40, часто делают глупости".
Версия вторая. Бегство от серости жизни и рутины.
Если жизнь скучна, предсказуема и неинтересна, некоторые люди решают внести в нее разнообразие с помощью ярких эмоций и психологических игр. Замечено, что негативные эмоции всегда продолжительнее и сильнее, так что выгоднее делать ставку именно на них – пострадать, так пострадать от души!
Ольга начинает как Жертва бесперспективной романтической увлеченности, но затем переключается в роль Преследователя – она не дает прохода Самохвалову. Он уже прямым текстом говорит о том, что скоро ему придется в кабинет через окно заходить.
Оленька зачем-то выбирает "эпистолярный жанр". Да, это романтично, но главное – гарантирует доказательства ее домогательств и может быть легко предано огласке.
Почему именно сейчас? Когда человек склонен играть роль Жертвы, он неизменно находит для себя Преследователя. Преследователь же всегда находится в поиске Жертвы. Им хорошо вместе. Бывает, что окружение не поддерживает эту игру, и тогда играющий страдает, скучает, чахнет. Положение спасает появление новой фигуры, которую тут же стараются пригласить в игру. Самохвалов появился в жизни Ольги спустя 18 лет – идеальные условия для игрока пустить новую кровь.
Скорее всего, Ольга в глубине души желала огласки – так интереснее и драматичнее, а, значит, и эмоций, страданий можно получить больше. Очень уж много "инструкций" она дала Верочке, вручая письмо: и что лично в руки, и что регистрировать не нужно. Столько акцентов можно сделать, лишь провоцируя человека сделать то, чего формально просишь как раз не делать.
Версия третья. Нечестная игра.
Предположим, что у Оленьки действительно проснулись к Самохвалову самые теплые чувства и на горизонте замаячила надежда на новый рассвет. Рассчитывать на собственную чертовскую привлекательность Оле не приходится. Но почему бы не внести сумбур в чужую семью?
Ольга, конечно же, рассчитывала на огласку, обращаясь к Верочке. Возможно, даже надеялась на то, что всё это дойдет до супруги Самохвалова. По-моему, версия не вполне правдоподобная. Самохваловы производят впечатление пары, про которую можно сказать "одного поля ягоды" или "муж и жена одна сатана". Они ценят социальный успех и, вероятно, на что-то могут закрыть глаза, ради комфорта и благополучия. Такие пары и не через такие бури проходят. Оля для них с ее преследованием лишь мелкое недоразумение. Почему-то мне кажется, что супруга встала бы на сторону Юры.
Версия четвертая. Подтверждение картины мира.
Подобные игры психики человеком практически никогда не осознаются. Это такие истории, когда подсознание вытворяет черт знает что, а на уровне сознания человек в полном шоке и не понимает, как его так угораздило.
Оленька, конечно, переключается в Преследователя, но по большому счету она всё-таки Жертва. В глубине души жертва не верит, что способна изменить свою жизнь к лучшему. Она не верит, что способна на какие-то решительные меры (например, подать на развод, уйти от нелюбимого мужа). Жертва убеждена в собственной беспомощности, никчемности и непривлекательности. Верит она и в то, что особо никому не нужна.
Да, всё это крайне неприятно! Однако это дает жертве и нечто хорошее – стабильность и предсказуемость мира. Для человека незрелого, инфантильного, психологически не взрослого, это крайне важно, ведь вынести непредсказуемость мира он просто не в состоянии. Для Жертвы хорошо, когда всё понятно, всё стабильно, всё предсказуемо.
Жертвы пускаются в игры, которые всегда заканчиваются плохо. В их финале всегда – расплата. Но эта расплата сладостна, так как Жертва получает подтверждение всему тому, во что она верит.
Предложила себя Самохвалову? Отверг, значит, нежеланна и непривлекательна. Доверилась Верочке? Конечно же, Верочка подвела. Хотела любви? Нет, тебе не положено, ты недостойна. Рассчитывала на понимание и сочувствие? А вот тебе всеобщее осуждение, иди и поплачь. Да, мир такой, каким она его и рассчитывала увидеть, а, значит, всё стабильно и "хорошо".
А еще Жертва любит перекладывать свою ответственность на других. Допустим, Ольга и в самом деле что-то чувствовала к Самохвалову, но понимала, что для нее, как замужней женщины и матери, это не вариант. На кого переложить ответственность за ее возвращение на путь правденый? Правильно, на общественность!
Какая версия кажется вам наиболее убедительной? И какие версии есть у вас?