Найти в Дзене
КиноПсихолог

Нас не догонят! Почему ну никак не получается выйти из токсичных отношений. А хочется

"Ну, погоди!". Серия 3. Третий выпуск Я уже делилась своими мыслями по поводу того, что составляет для Волка и Зайца смысл жизни – в этой статье. Ладно, они оба получают цель и адреналин, дело неплохое, но почему всегда по одному сценарию? Почему всё начинается с того, что Волк – Преследователь, а заканчивается тем, что он становится Жертвой? Как минимум две психологические закономерности позволяют найти ответ на этот вопрос. Закономерность первая: намерение равно результату. Но сознательном уровне мы можем говорить (себе и другим), что угодно. Это будет логично, складно, убедительно, правдоподобно. Но подсознание – серый кардинал нашей психики – чаще всего ведет свою игру. Это приводит к тому, что нередко мы получаем результаты, которых вовсе не хотели! Сознательно – не хотели, а подсознательно... а кто ж знает? Тем не менее, разобраться с этим можно. В психологии есть достаточно инструментов для того, чтобы заглянуть в подсознание и выяснить, а чего же мы хотим в глубине души. Один и
Оглавление

"Ну, погоди!". Серия 3. Третий выпуск

Я уже делилась своими мыслями по поводу того, что составляет для Волка и Зайца смысл жизни – в этой статье. Ладно, они оба получают цель и адреналин, дело неплохое, но почему всегда по одному сценарию? Почему всё начинается с того, что Волк – Преследователь, а заканчивается тем, что он становится Жертвой? Как минимум две психологические закономерности позволяют найти ответ на этот вопрос.

Закономерность первая: намерение равно результату.

Но сознательном уровне мы можем говорить (себе и другим), что угодно. Это будет логично, складно, убедительно, правдоподобно. Но подсознание – серый кардинал нашей психики – чаще всего ведет свою игру. Это приводит к тому, что нередко мы получаем результаты, которых вовсе не хотели! Сознательно – не хотели, а подсознательно... а кто ж знает? Тем не менее, разобраться с этим можно. В психологии есть достаточно инструментов для того, чтобы заглянуть в подсознание и выяснить, а чего же мы хотим в глубине души.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Один из таких инструментов – анализ полученных результатов. Наши результаты всегда равны нашим намерениям. То, что мы намеревались получить, мы и получаем. Правда, намерение очень часто человеком не осознается.

Если посмотреть на Волка, то может показаться, что для него вообще характерно полное отсутствие результата. Ну от чего же? На мой взгляд, результат вполне конкретный: непойманный заяц и возможность продолжать эти игры.

В третьем выпуске Волк догонял и ловил Зайца с помощью: мотоцикла, гоночной машины, грузовой машины с цистерной, экскаватора, велосипеда, катка. Такой арсенал средств и нулевой результат? Не поверю. У Волка было всё, чтобы догнать Зайца. Кто хочет догнать – догоняет.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

И если верить тому, что намерение равно результату (а, соответственно, результат равен намерению), то у Волка было намерение: не поймать. Адреналин и азарт поймать, а Зайца – нет. Волку выгодно оставить финал открытым, чтобы можно было гарантированно получить продолжение.

Закономерность вторая: люди, которые играют в игры, обычно меняются ролями.

Если посмотреть на схему, известную как Треугольник Карпмана (Преследователь - Жертва - Спасатель), можно увидеть ее важную характеристику: она динамична.

Этот треугольник описывает игры, в которые играют люди – некие представления, спектакли, в которых разыгрывается жизненная драма. А чтобы драма была интересной, захватывающей, в ней всё время должно происходить что-то неожиданное. Всегда должно быть место любопытному повороту сюжета. Такие повороты обеспечиваются сменой ролей.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Ну, не живут люди "пожизненно" в одной роли. Они постоянно скачут из одной роли в другую. Когда происходит психотерапевтическая работа по выходу из треугольника Карпмана, одним из основных условий является такое: остаться в текущей роли. Как только человек перестал переключаться из Преследователя в Жертву, из Жертвы в Преследователя и обратно, у него появляется реальный шанс из этого выйти и поставить точку в токсичных, манипулятивных отношениях.

Но Волк с Зайцем этого, похоже, не желают. Они постоянно переключаются. Зачем? В совокупности с первой закономерностью получаем: эти двое не хотят, чтобы игра заканчивалась.

За более чем 10 лет практики я видела немало людей, которым удалось перестать играть в игры и отказаться от манипуляций в отношениях (работа у меня такая, помогать в этом деле). И практически всегда человек дозревает до этого в тот момент, когда понимает: вот так скакать из роли в роль он просто устал. Не хочет больше. Не нужен ему такой драйв и такие эмоции. Но зайчишке-то эмоций в жизни явно не хватает. Впрочем, как и Волку.

Обратите внимание: мы уже подробно проанализировали три выпуска, и каждая история начинается одинаково: Волк скучает.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Затем мелькает Заяц (ненавязчиво так, но в нужный момент и в нужном месте). Волк включается в роль Преследователя. По ходу дела меняет эту роль на роль Жертвы. Заяц остается непойманным. Игра продолжается.

Ну, прямо как в жизни многих людей, которые всё никак не могут получить результат. И замуж-то выйти не получается! И похудеть не выходит! И повышение всё время ускользает! И начальник эксплуатирует! И коллеги за спиной сплетничают! И сестра добротой пользуется! И бросить его, подлеца, сил нет! И мать вечно достает! Ну никакой жизни.

Так и напрашиваются здесь слова, которые к Волку, конечно же, не имеют никакого отношения:

"У всех проблем одно начало, сидела женщина, скучала..."