Найти тему

Памятник Героям обороны Красного Царицына в Волгограде

8 сентября 1961 года газета «Сталинградская правда» сообщала жителям города об очередном этапе осуществления Генерального плана восстановления Сталинграда:

«Новая красивая площадь появилась в Сталинграде перед Дворцом культуры имени Ленина на «Красном Октябре». Завершаются работы по ее благоустройству и оформлению. На днях в центре площади установлен памятник».

О памятнике известно немного: выполнен по заказу Исполкома Городского Совета, изготовлен на Мытищинском заводе художественного литья, постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1974 года принят на государственную охрану, ныне является памятником федерального значения.

Автор скульптурной композиции памятника - один из самых известных скульпторов- монументалистов ХХ века Александр Кибальников. Шестифигурная скульптурная композиция выполнена из бронзы и установлена на гранитном прямоугольной формы постаменте, автором которого является архитектор Василий Шалашов. На фасадной поверхности постамента со стороны проспекта им. Ленина надпись:

«Героям обороны Красного Царицына. Вечная слава».

По периметру памятника устроен цветник, обрамленный блоками черного полированного гранита. Скульптурная композиция выполнена с расчетом на круговое обозрение.

Памятник Героям обороны Красного Царицына
Памятник Героям обороны Красного Царицына

Памятник, отразивший жизнь и судьбу Царицына в период Гражданской войны, в центре Краснооктябрьского района был установлен совсем не случайно. Район образован в 1936 году. Но основание его связано с закладкой в 1897 году металлургического завода «Урал-Волга» («Красный Октябрь»), территория которого, включая жилые кварталы, в 1908 году была присоединена к Царицыну. Это была заводская окраина, населенная тысячами рабочих и их семьями, отсюда шагнуло в историю города рабочее движение, впервые заявив о себе в 1908 году забастовкой в листопрокатном цехе только что выстроенного завода. В октябре 1905 года в поселке этого завода возник и первый в Царицыне революционный кружок.

1917 год поставил всех жителей России в условия страшного социального конфликта. Четыре года длилась Гражданская война, унося с собой в небытие миллионы людей. Провозгласив в стране диктатуру пролетариата, новая власть опиралась на него и в борьбе за свое существование. Более полутора лет продолжались ожесточенные бои за Царицын. Завод работал, выполняя военные заказы и пополняя редевшие в ходе боев ряды защитников «Красного Царицына», как именовала этот город печать, стремясь поднять в то тяжелое время боевой дух его жителей. В период обороны Царицына на заводе было отремонтировано 39 и построено 11 бронепоездов. Свыше 15 тысяч городских рабочих было мобилизовано на фронт под Царицыном.

Многие погибли, участвуя в боях за город, а в сентябре 1919 года на территории этого заводского района произошли полные драматизма события. Царицын находился в тогда в руках белой Кавказской армии. Командование Красной Армии предприняло попытку вернуть город. В начале сентября началось наступление, в ходе которого 5 сентября с Волги у северной заводской окраины был высажен десантный отряд Волжско –Каспийской военной флотилии, имевший задачей продвигаясь вперед, соединиться с наступавшими на город с северо-запада частями Красной Армии и овладеть Царицыном.

Окопы и две линии проволочных заграждений Кавказской Армии проходили всего в километре перед Орудийным заводом (завод «Баррикады»), направлением от берега Волги в степь. Поддержанные артиллерийским огнем своего дивизиона и судов флотилии, десантники заняли эти окопы. Не остановили их и проволочные заграждения. Стремительно развивая наступление, моряки ворвались в расположение противника между Орудийным и французским («Красный Октябрь») заводами, захватив 4 орудия и более 700 пленных. В середине дня белые силами до 400 всадников пытались расчленить атакующие цепи моряков, но, понеся потери, отступили.

Однако в целом операция по взятию Царицына не удавалась. Действуя на правом фланге наступавших частей Красной Армии, 28-я стрелковая дивизия не смогла преодолеть сильно укрепленные позиции противника и пробиться в город. К вечеру положение красных сильно осложнилось. Используя разрыв между 28-й дивизией и частями десанта, и потерю связи между ними командование Кавказской армии начало действовать энергичнее.

Десантники отступали, потеряв окруженным передовой отряд. Отрезанный от основных сил, он держался стойко. Командующий Кавказской армией П.Н. Врангель в беседе с корреспондентом газеты «Голос Руси» позже отмечал:

«Небольшое количество пленных объясняется ожесточенностью боя. Матросы, не желая сдаваться, кончали самоубийством. К 8 часам вечера положение по всей укрепленной позиции было восстановлено».

Очень немногим бойцам десантного отряда удалось пробиться к Волге и переправиться на левый берег, да некоторых укрыли в своих домах рабочие. Схватка была беспримерной. Рассказывали, что когда у моряков кончились боеприпасы, они бросались на всадников противника и, стаскивая наземь, душили их. Попавшие в плен тяжелораненые десантники были расстреляны, командир 1-го батальона Михаил Дмитриевич Орлов - сожжен в паровозной топке.

Вернуть Царицын красным удалось позднее, во время развернувшегося под Царицыном в декабре 1919 года наступления частей Юго- Восточного фронта. При штурме Царицына в ночь на 3 января 1920 года войска 10-й и 11-й армий овладели городом. 8 февраля в Царицыне состоялись похороны погибших. С этого дня площадь в центре Царицына стала именоваться площадью Павших борцов. А в братскую могилу в поселке металлургического завода были перенесены останки 36 моряков- десантников и 6 рабочих завода, погибших в сентябре 1919 года.

После окончания Великой Отечественной войны наш город продолжал хранить память и о событиях войны Гражданской: обновлялись прежние, довоенные памятники, сооружались новые. Памятник на площади Металлургов - один из них. Он создан в традициях тех лет. Скульптор стремился как можно ярче и правдивее показать людей и события крупным планом. Это тенденция 60–х годов. Суровое время Гражданской войны представлено возвышенно и вместе с тем с большой убедительностью.

Сомкнули свои ряды все, кто готов держать в руках оружие. В центре композиции фигура комиссара – он объединяет всю группу, вдохновляя и призывая к борьбе. Слева от комиссара – мать. Она полна тревоги за судьбу сына, но еще больше тревожит ее судьба города. Своими руками она вручает винтовку сыну-подростку, словно благословляя его на подвиг. Справа от комиссара – фигура сидящего раненого бойца, несмотря на ранение, он не выпускает из рук винтовку, оставаясь в строю.

С противоположной стороны композицию памятника дополняет фигура матроса, слева от него – фигура красноармейца с пулеметом «Максим», готового занять огневую позицию и преградить путь врагу. Вы невольно всматриваетесь в лица бойцов, комиссара, жителей города, запечатленных в этом монументе, созданном Александром Кибальниковым. Лица решительные и открытые, волевые и гневные, несущие в себе отсвет времени и борьбы. В композиции из пластически выразительных фигур властно выступает жест руки комиссара, как бы заслоняющего город, который должен устоять перед натиском врага. И в этом жесте, широком, утверждающем, передан смысл, пафос событий, решавших здесь, на Волге, судьбу революции.

Мастерство скульптора сделало этот памятник наиболее известным в нашем городе. Тема Гражданской войны заметна в творчестве скульптора с начала 50–х годов. Уже тогда его имя было широко известно.

Александр Кибальников
Александр Кибальников

Александр Павлович Кибальников – наш земляк. Он родился в слободе Ореховой Усть–Медведицкого округа 22 августа 1912 года. Увлекшись с юных лет изобразительным искусством, осуществил свою заветную мечту стать скульптором. Его учеба и профессиональный рост начинались в Саратове, в городе, который гордится ныне его монументальными работами. Это памятник Н. Г. Чернышевскому, сооруженный в 1953 году; А.Н.Радищеву, открытый в 1974 году перед зданием Саратовского художественного музея. Им были созданы памятники Ленину на площадях городов Курска и Саратова, памятник В.В. Маяковскому в центре Москвы, С.А. Есенину в Рязани, К.А. Федину в Саратове. В его творчестве отражена целая эпоха в жизни нашей страны: Гражданская и Великая Отечественная войны, образы политических и культурных деятелей России, начало космической эры в истории человечества. В 1961 году перед фасадом одного из зданий ООН в Женеве была установлена одна из самых известных работ скульптора – бронзовая фигура «К солнцу!» – символ прогресса, а Звездный городок в Подмосковье украшают созданные им скульптуры « Наука» и « Прогресс». Кибальников внес свой творческий вклад в культурный об лик многих городов России: Москвы, Рязани, Саратова, Елабуги, Курска.

Сооружение монумента, посвященного обороне Царицына, дало скульптору значительный опыт в решении неисчерпаемой темы «Человек и война» пригодившийся ему в сооружении мемориала в Брестской крепости.

Алексндр Кибальников внес величайший вклад в увековечивание памяти о Великой Отечественной войне как руководитель творческой группы по созданию Мемориального комплекса защитникам Брестской крепости и как автор основных скульптур мемориального ансамбля крепости: «Солдат», «Жажда», «Штык».

Александр Кибальников за работой
Александр Кибальников за работой

Скульптор и наш земляк Кибальников был удивительно ярким человеком и творцом. Его творчество получило в нашей стране заслуженную оценку. Он стал народным художником СССР, лауреатом Государственных и Ленинской премий. Из 75 прожитых им лет более 50 были отданы любимой профессии.

Многое изменилось в нашей жизни, но Кибальников был и остается одним из величайших скульпторов ХХ века. Уходят годы, отдаляя нас от времени Гражданской войны, многие события которой оцениваются с точки зрения дальнейшей нелегкой судьбы нашего народа, но исторические факты того времени по-прежнему продолжают волновать нас. Ничто не должно впасть в забвение. И в этом нам помогают монументы, несущие и хранящие в себе память о важнейших событиях нашей истории.

Антонина Филиппова