Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Лукреция, Лаура и Джиневра - роковые узы бастардских семей

В истории Италии Средневековья и Нового времени, немало трагедий, известных и не слишком. Одна из таких историй, как будто заключает в себе проклятье, растянувшееся на три поколения: три знатные женщины, связанные прямыми родственными узами - мать, дочь и внучка, и всем им суждено было пасть от рук и по вине ближайших родственников.

Лукреция Орделаффи, Лаура Малатеста, и Джиневра де Эсте - таковы имена и родовые отцовские фамилии этих трех итальянских дам. Судьбах всех трех, рожденных в законном браке, была тесно переплетена с бастардами, которые на Аппенинах были гораздо удачливее, чем во Франции и в Англии.

Герб Орделаффи
Герб Орделаффи

Лукреция - отравлена родным отцом, так как не хотела отдавать родовые земли брату-бастарду, Лаура - вышла замуж за бастарда, и внезапно полюбила уже внебрачного сына мужа и за измену была казнена вместе с любовником. И последняя - Джиневра, вышла замуж за бастарда и была отравлена мужем, потому что он хотел снова жениться на внебрачной дочери другого сеньора.

О Лукреции Орделаффи известно менее всего. Она родилась в 1389 году в семье Франческо (Чекко) III Орделаффи, сеньора Форли и Екатерины Гонзаго, будучи единственным выжившим законным ребенком своего отца. В 1403 году (то есть, всего в 14-15 лет) она вышла замуж за Андреа Малатеста, сеньора Чезены, для которого это был уже второй брак, он был старше Лукреции на 16 лет, что, впрочем, для эпохи не является слишком большой разницей. Но ее отец Чекко решил оставить сеньорию своему единственному, но незаконнорожденному сыну Антонио.

Современный вид крепости Равальдино
Современный вид крепости Равальдино

Совсем юная Лукреция, несмотря на то что ждала ребенка и находилась на последних месяцах, с помощью мужа захватывает город Форли и резиденцию рода, крепость Равальдино. Дальнейшие события изложены как-то отрывочно. Что собиралась предпринять Лукреция по отношению к брату-бастарду (да и с отцом, который был уже серьезно болен) осталось неизвестным. Всего через несколько дней после того как Лукреция родила ребенка - дочь Лауру, она была отравлена или лично Чекко, или же по его прямому приказу.

Как реагировал ее муж, также неизвестно, но мстить за убийство жены Андреа не стал, дочь же Лауру, возможно из-за превратностей судьбы кондотьера, вдовец (впрочем, вскоре еще раз женившийся) отправил в Римини, ко двору своего старшего брата Карло - сеньора побогаче. При дяде, Лаура и воспитывалась, за изящество и красоту ее с детства стали называть Паризиной («парижанкой»).

Герб Малатеста
Герб Малатеста

В 1418 году, в возрасте 14 лет, вскоре после смерти её отца Андреа, Лауру выдали замуж за человека влиятельного и известного в Северной Италии, Никколо III (1383-1441) де Эсте, маркиза Феррары, Модены и Реджо. Для Никколо это был уже второй брак, в первом детей у него не было, зато уже имелась целая куча внебрачных детей, как говорили его подданные: «По обе стороны реки По - все дети Никколо».

Брак был политическим, а вот зачем он был нужен с практической точки зрения - не совсем ясно, так как сообразно традициям дома де Эсте, именно в законнорожденном наследнике, маркиз не особо нуждался. Он сам был бастардом (но единственным ребенком) маркиза Феррары Альберто V, и был признан отцом и Папой Римским, то же самое он планировал (и, кстати, вполне привел в жизнь) в отношении своих внебрачных детей.

Юную Паризину в Ферраре, в частности, встретили ее почти ровесники, бастарды мужа - старшим из них был Уго, родившийся чуть позже Лауры в 1405 году. Приняли они новую жену мужа прохладно, в первую очередь потому что маркиз обещал жениться на своей первой возлюбленной - Стелле Толомеи (но предпочел её Лауру), которая и была матерью Уго, а также еще троих детей Никколо.

Но здесь вышло так, что от ненависти до любви - тоже один шаг, как иногда, оказывается, тоже бывает. Неизвестно при каких именно обстоятельствах - скорее всего во время совместной поездки (или совместного отъезда в тихий замок во время очередной вспышки чумы), но между Паризиной и Уго вспыхнула настоящая страсть. Произошло это далеко не сразу после их первой встречи. На следующий же год после свадьбы, в 1419-ом, Паризина родила своему мужу (кстати, как пишут, безумно влюбленному в свою юную супругу) двух-девочек близнецов - Лючию и Джиневру, а в 1421-ом и первого законного сына - Альберто, вот только последний скончался в этом же году.

-4

Искра любви между женой маркиза и его старшим бастардом внезапно зажглась уже позже - или в 1423-ем или в 1424-ом годах. Скрывали они свои отношения не так уж и долго, пользуясь частыми отлучками деятельного в политической и военной жизни Никколо. По хроникам, донесла на двух возлюбленных служанка, и взбешенный Никколо сам убедился в правдивости доноса, наблюдая за возлюбленными через специально проделанную дыру в полу этажом выше комнаты, где в роковую минуту Лаура-Паризина и бастард Уго встретились в последний раз.

Оба были схвачены и казнены по приказу Никколо III в 1425 году.

Но у Паризины остались две дочери, рожденные в 1419 году. Первая из них, Лючия была выдана замуж за Карло Гонзаго, второго сына маркиза Мантуи (и тогда еще наследника отца - у Гонзаго были свои завихрения насчет старшинства), но скончалась всего через несколько месяцев после свадьбы.

Сиджизмонто
Сиджизмонто

Ее сестра Джиневра, в возрасте 15 лет, в 1434 году была выдана замуж за своего двоюродного дядю по матери - Сиджизмондо Пандольфо Малатеста (1417-1468). Сиджизмондо был всего на два года старше Джиневры, но уже являлся сеньором Римини, основного владения своего рода. Наследство он получил от своего дяди Карло Малатеста, у которого не было сыновей - ни законных, ни бастардов, при этом рожденных в браке сыновей не было и у трех младших братьев Карло, в том числе и у отца Сиджизмондо - Пандольфо.

Карло Малатеста, не имея собственных детей, добился у Папы Римского Мартина V, узаконения своих племянников-бастардов, сыновей брата Пандольфо. Еще юный Сиджизмондо и получил пополам с братом Доминико (еще один их брат умер ранее) владения своего дяди Карло.

Римский Папа Пий II
Римский Папа Пий II

Сиджизмондо стал одним из самых известных и жестоких кондотьеров своей эпохи, прославившись бешеными склокам со всеми соседями, в том числе и с Римскими Папами. Благодаря одному из них - Пию II (1405-1464) и стало известно о преступлении Сиджизмондо в отношении своей жены Джиневры. Папа, лютый враг Сиджизмондо, отлучил кондотьера от церкви, обвинив его в отравлении первой жены Джиневры де Эсте и удушении второй - Пилиссены Сфорца, внебрачной дочери Франческо - первого герцога Милана этой династии. Сам Франческо, к слову, тоже был одним из внебрачных детей основателя своей династии.

Предполагаемый портрет Джиневры (также возможно что это ее сестра лЛючия или Маргарита Гонзаго, жена Леонелло де Эсте, родного брата Уго)
Предполагаемый портрет Джиневры (также возможно что это ее сестра лЛючия или Маргарита Гонзаго, жена Леонелло де Эсте, родного брата Уго)

В довершении ко всем своим остальным грехам, Сиджизмондо Малатеста стал еще вроде итальянского аналога Синей Бороды, хотя можно ли всецело доверять суду крайне заинтересованного в обвинении Папы Римского - вопрос сложный. В любом случае, история женского «проклятья» завершилась на Джиневре де Эсте, так как детей у неё не было.