Читатели "регулярно и с устойчивым постоянством" интересуются о специфике и акцентах тренировочного процесса в старом, ещё дореформенном ушу.
Причем, конечно же, подразумеваются реформы начала ХХ века, когда государство целенаправленно делало из традиционных боевых искусств, ремесла узкого круга, физкультуру для широких масс населения, активно встраивая это новое, очищенное от феодальных предрассудков ушу в систему среднего и высшего образования. Но о самих реформах мы уже не раз рассказывали и будем продолжать далее, но сегодня поговорим о не совсем понятном нашим современным любителям китайских боевых искусств.
Итак, что, как и почему тренировали в дореформенном ушу?
На самом деле ответ давно известен. Он приведен в «Новой книге записей о достижениях», самой знаменитой книге генерала Ци Цзигуана (1528-1588), а затем дополнен им в «Записках о военной подготовке».
Первое и основное умение - это дисциплина и тактическое слаживание, то есть работа в строю, соответствующему тактической ситуации и вооружению.
Соответственно, второе необходимое умение для бойца - это владение оружием, коих выделялось три, в зависимости от дистанции боя и рода войск. Это опять же требования для элиты, командного состава и профессиональных военных, посвятивших свою жизнь практическому использованию своих знаний и навыков боевых искусств.
Эти три вида оружия всем хорошо известны:
- метательное оружие, позволявшее одиночному бойцу побеждать противника на максимально доступной для него дальности; тут надо напомнить нашим читателям, что благодаря отсылки к Конфуцию стрельба из лука - это одно из обязательных дисциплин и для любого приличного и образованного человека, не только для вояк;
- длиннодревковое оружие, оружие средней дистанции боя, тут у нас лидирует веками длинное копье;
- личное оружие ближнего боя, с той поры и до заката последней империи это нишу занимал поясной однолезвийный меч дао.
Третье - это "тренировка рук и ног". Тут всё просто. С точки зрения Ци Цзигуана, если ты изучаешь боевые искусства, то упор надо делать на развитие силы и специальных усилий, а не на формальные упражнения, где критерием мастерства часто становится сложность исполняемых движений.
В наше время, увы, многочисленные школы традиционной атлетики практически не сохранились. Во многом, это следствие отмены экзаменов на воинский чин, и в таких школах отпала необходимость. С другой стороны, надо учитывать и влияние среды столичной интеллигенции на реформы ушу, их концепции о вреде "грубой силы", акцент на эстетику таолу и развитие через изучение множества техник вместо многократной шлифовки пяти-шести техник...
Как там говорил Брюс Ли?
Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз.
Хотя, как говорилось выше, хотя основной и была оружейная тренировка, необходимо было так тренировать тело, чтобы выработать способность наносить удар любой частью тела...
Другой важный аспект, который требовал тренировать Ци Цзигуан, это - выносливость. Причем тренировать не через многократное повторение таолу, а о чудо! через бег с отягощениями, а затем - в доспехах. В общем, армия тогда и армия нашего времени - принципиально не отличаются. Только технологически. :о)
Четвертое - это "обучение храбрости и отваге". Это крайне интересный момент, даже неожиданный - для многих наших коллег по ушуисткой тусовке. По Ци Цзигуану, именно для этого только и нужен кулачный бой и поединки без оружия.
Итак, подводя итог. Главным было наработка устойчивых навыков владения луком, копьем и дао. В сочетании с развитием силы и выносливости, а также психологическая подготовка через занятие рукопашным боем.
Так и жили...
До Синьхайской революции.
Дм. Моисеев, СПб - 2023