Изменения в государстве Российском были продиктованы самим временем: становление царской власти, расширение на восток и юг, введение единого Судебника, создание приказов, начало реформирования армии – без этого страна просто не устояла бы. Но что свершено лично Иваном IV? Как на этот вопрос отвечают историки?
Н.М. Карамзин, историк дома Романовых, заложил представление о Грозном как о чудовище на троне. Советские историки знали указания товарища Сталина, данные режиссёру Эйзенштейну: «Нужно показать, почему нужно быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он недорезал пять крупных феодальных семейств». И нужно показать «прогрессивность опричного войска». Так было оформлено руководящее указание, вошедшее во все учебники и монографии, твёрдо сказано: нужно быть жестоким, а опричники – прогрессивны!
Только в монографии 1988 г. Р.Г. Скрынников отмечает, что цель, которую Иван Грозный достигал всю свою жизнь, вряд ли можно назвать достигнутой: ««В XVI веке Россия достигла огромных экономических успехов и пережила великое разорение. Итогом явилось запустение старых центров и начало освоения плодородных земель на вновь присоединенных окраинах. Подъем ремесла и торговли сменился в конце века упадком. Вместе с самодержавным строем в России народились крепостнические порядки», которые уже отменялись в Европе.
Профессор В.Б. Кобрин пишет: «Деревни и села Центра и Северо-запада запустели: часть крестьян погибла во время террористических опричных «экспедиций», часть разбежалась. Когда читаешь писцовые конца XVI в., то возникает впечатление, будто страна пережила вражеское нашествие. Необработанными оставалось больше половины, а то и до 90% земли. Даже в Московском уезде обрабатывалось всего 16% пашни. Крестьянское хозяйство утратило устойчивость, начался голод, казна усилила налоговый гнет. Опричнина создала предпосылки для смутного времени».
Главный лозунг защитников Ивана: если проклятая заграница называет его жестоким тираном, значит, он очень хороший правитель – ведь его ругают враги!
А загранице Московия была безразлична: разгромив обезлюдевший и ослабевший Ливонский орден, армии Ивана, столкнувшись с военной силой европейских государств, оказались неспособна сражаться на равных – пришлось брать массой, что привело за 25 лет Ливонской войны к чудовищному выбиванию десятков тысяч молодых русских мужчин. От бессильной Москвы и её царя просто отвернулись, а поражения вызвали у соседних государств пренебрежение.
Захватив Москву в 1571 г., угнав массу пленных (опричное войско просто бежало – палачи не бывают храбрыми воинами), Девлет Гирей пишет Ивану: «Пришел я на твои земли с войсками, все пожег, людей побил; ты убежал. А еще хвалишься, что ты московский государь! Когда бы у тебя был стыд и способность, ты бы против нас стоял!»
Польский король Стефан Баторий в 1579 г. начал войну с Русским государством, его польско-венгерская конница гоняла русское поместное войско, которое было не способно противостоять в открытых сражениях, Стефан взял Полоцк, Великие Луки и ряд других городов, царь требует, чтобы послы скорее заключили мир, отказывается от Ливонии, не только называет Стефана Батория братом, но даёт своим послам наказ терпеливо сносить всякую брань, бесчестие и даже побои.
Баторий посылает Ивану письмо, полное упрёков: «Ты не государь своему народу, а палач; ты привык повелевать над подданными, как над скотами, а не так как над людьми! Ты думаешь: везде так управляют, как в Москве? Каждый король христианский, при помазании на царство, должен присягать в том, что будет управлять не без разума, как ты. Правосудные и богобоязненные государи привыкли сноситься во всем со своими подданными и с их согласия ведут войны, заключают договоры, но ты этих вещей не понимаешь...»
Баторий намеренно оскорбляет Ивана, вызывая его в письме на поединок: «Курица защищает от орла и ястреба своих птенцов, а ты, орел двуглавый, от нас прячешься».
Итоги правления Ивана Грозного беспощадны: страна разорена, доверие к власти подорвано, население, против которого воюют, как против неприятеля, обнищало и разбегается, династия под угрозой – после всех браков (законных и беззаконных) один сын умер, второй недееспособен, третий – ребёнок, любивший мучать кошек и щенков...
Бог наказал?