Недавно я показывала вам кружевное платье королевы Шарлотты, и поняла, что нужно показать ещё один вариант роскошного платья той эпохи. Как раз есть подходящий кандидат!
Но для начала давайте представим себе одну сложность, с которой сталкивались тогда и дамы и заказчицы. А именно: как сделать платье роскошным. Это ведь не так легко, как раньше! Модницам XVIII века приходилось в определённой степени проще. Огромные юбки с фижмами позволяли помещать на них много объёмной отделки. Хотите - банты, хотите - цветочные гирлянды, или сложным образом переплетённую тесьму, и т.д. Да, разумеется, воплощать всё это в жизнь модисткам было нелегко. Но выбор, выбор-то богат!
То ли дело начало XIX века. Узкие юбки, завышенная талия, и никакой тебе пышной отделки прошлого. Желательно светлые ткани. И тонкие. Изволь напоминать античную колонну. Представляете, как это сужало возможности? Тем интереснее, как находили выход из положения! Бывало по-разному, но мне очень нравится этот вариант:
Знакомьтесь! То ли вечерний, то ли придворный, а может, игравший роль их обоих, наряд из креп-жоржета. Силуэт типичен для той эпохи, и в крое нет ничего особенно уж сложного. Сзади юбка переходит в небольшой шлейф, и взгляните, как удачен и уместен тут бант-розетка шёлкового "пояса", который, конечно, на самом деле пришит... Но делает вид, что он просто повязан.
Но главная прелесть тут не в крое. А в ткани.
Давайте присмотримся. Золотые линии начинают распадаться на отдельные крошечные огонёчки, и становится ясно, что это - пайетки... Да, металлическими пайетками тогда и веера украшали, и платья, но, как правило, их было поменьше. А здесь платье покрыто ими полностью!
А по краешку шлейфа идёт ещё вышивка золотой битью. И всё вместе, сверкая, сливается в сияющую броню, которая, тем не менее, остаётся воздушной - золотая решётка поверх тончайшей ткани.
И всё это - ручками, ручками, ручками...
Не могу не вспомнить один сонет - пусть он о книге, но этому платью, мне кажется, тоже подходит.
Искусник старины, рисунок золотой
Который ты в обрез вдавил иглою меткой,
И книжный корешок - хоть он работы редкой,
Теряют прежний блеск, горячий и густой.
И вензель с каждым днем бледней, перевитой
По фону белому причудливою сеткой;
С трудом уже следят глаза мои за веткой
Плюща, бегущего змеящейся чертой.
Но кожи, где тона янтарные разлиты,
Дианы, может быть, Марии, Маргариты
Касались некогда влюбленные персты:
И над пергаментом, рукой Кловиса Эва,
Одетым в золото, их нежные мечты
Витают чарою старинного напева.
Жозе Мария де Эредиа
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!