Давайте внимательно рассмотрим книжку-картинку японской художницы Макико Тоёфуку "Хочу танцевать!".
Сюжет истории сказочный. Маленькая Заинька мечтает научиться танцевать и подсматривает за девочками-балеринами день за днем. Однажды они замечают ее и приглашают присоединиться к их учебным занятиям. Так Заинька встает к балетному станку. День за днем она оттачивает движения, учится ритму, становится балериной.
Потом наступил день отчётного концерта. Учительница с сожалением сказала заиньке и ее подружкам, что они, к сожалению, не смогут принять в нем участие. Девочки готовятся к выступлению, а зайцы решают организовать собственный концерт. Они тоже шьют костюмы, рассылают приглашения, украшают лесную поляну, на которой состоится важное событие.
Кульминация истории - выступление. Забавно, что художник не показывает нам отчётный концерт девочек, а вот праздник зайчиков мы видим с начала и до конца. Вот они выходят на лесную полянку, начинают танцевать. Вот к ним присоединяются девочки, которые уже закончили свои танцы. Завершается все особенно красивым прыжком заиньки на фоне луны.
Теперь давайте посмотрим, как эта книжка сделана. Автор использует несколько ключевых приемов, как изобразительных, так и повествовательных, которые создают мир сказки. Наверное, нет смысла говорить о том, что это акварельные иллюстрации, всем и так видно. Пожалуй, стоит только добавить, что выбор акварели - очень правильный. Какими еще средствами так хорошо получится передать воздушность и легкость балерин, нежную фактуру меха зайчиков, сумеречную природу?
Первый прием, который хочется отметить, и он тут, пожалуй, главный, это ритм. Ритм задается рядами повторяющихся фигур. Даже на иллюстрации выше его видно: это отблески окон, которые лежат на земле в правильном порядке. Выше это были девочки, которые стоят в похожих позах. И дальше, почти в каждом развороте, автор дает ритм с помощью чередующихся фигур. Довольно понятно, почему художница выбрала именно этот прием: книжка ведь о танце и о красоте! А главное в танце - это ритм.
Время от времени развороты, главной доминантой которых выступает ритм, чередуются с разворотами без него. Разворот выше как раз из таких: заинька впервые попросилась принять участие в репетиции. Это чередование создает динамику книжки, делает ее живой, ведь ритм, как бы автор не пытался разнообразить его с помощью мелких деталей (выражения мордочек танцующих зайцев у всех разные, например), все же несколько механистичен. А нам нужна сказка не только красивая, но и проникновенная!
Второй важный прием автора - это работа с хронотопом. Подобно другим художникам, Макико Тоёфуку то замедляет, то ускоряет повествование. На одних разворотах изображен лишь один конкретный момент времени, а другие передают сразу целую серию моментов, то ли неделю, то ли больше, зависит от того, как мы это прочитаем. Смотрите, разворот ниже как раз демонстрирует это "сжатие" времени, на одном развороте мы видим, как заинька репетирует день за днем.
Третий прием, который мастерски удается художнице, это работа с тенями. Обратите внимание, что почти все в этой книжке происходит вечером и ночью (только один разворот книги отчетливо "дневной"). Понятно, почему, ведь это сказка, встреча двух миров, фантастического и реального, нужно немного таинственности. Макик Тоёфуку предстояла непростая задача: нарисовать лес вечерний и ночной, но не страшный, не пугающий, а таинственно-сказочный. Ей это в полной мере удалось: время суток она передавала не темными красками, а контрастными тенями. Эти контрасты также хорошо подчеркивают не только время суток, но и на метафорическом уровне - взаимодействие между сказочным и реальным.
В обычных сказках обычно происходит встреча с чем-нибудь пугающим, опасным, герою приходится преодолевать свои страхи, проходить непростые испытания. Современная сказка не такая. В книжке-картинке "Хочу танцевать" герои не встречаются с опасными врагами, нет у них и непреодолимых препятствий. Это вообще не сказка типа "верь - и получится", как, например, книга о танцующей свинке, которую я показывала довольно давно.
В истории про свинку-балеринку мораль была вот какая: ты вообще не предназначен для танцев, но если ты будешь очень сильно стараться, если ты будешь предан делу, то у тебя все получится.
Книжка "Хочу танцевать!" несет совершенно другое послание. Это сказка о том, что мечты исполняются, если ты их мечтаешь, если ты любопытен и открыт миру. Здесь нет истории о сверхусилии и насилии над собой, а только история о красоте, умилении и взаимной поддержке. Имеет ли право на существование такой взгляд на занятия балетом? Мы же все видели фотографии ступней профессиональных балерин. Мы же взрослые и знаем, что никакое мастерство не дается просто так, из любви к самому мастерству. Однако в этой книжке не говорится о боли и изнеможении, которые предстоит преодолеть по-настоящему успешной танцовщице.
Мне довольно трудно сказать, что есть специфически японского в этой книге. Возможно, все дело в том, что я мало знаю о японской культуре и не говорю по-японски. Предположу, что на японское происхождение истории указывают хвойный лес, акцент на красоте, сочетание высокой культуры и любования природой. Но в целом сказка получилась интернациональной. Все же балет - это искусство родом из Европы, лица девочек условны, среди них можно распознать как азиатские, так и европейские черты, зайцы водятся решительно везде, даже у нас в Сибири.
Есть в этой книге и своя познавательная составляющая. Несмотря на разумных зайцев, художница очень реалистично изображает занятия танцами. Мы видим и балетную обувь, и костюмы, и пуанты на ногах девочек. В сцене, где девочки готовятся к своему концерту, можно увидеть костюмы из знаменитых балетных постановок: черная пачка и корона для Чёрного лебедя из "Лебединого озера", бело-голубое платье и ромашка Жизели и так далее.
Издательство "Поляндрия" выпустило уже три книжки-картинки японской художницы Макико Тоёфуку. Первая - "Забытый барашек" - рассказывала об игрушке, которую ребенок потерял на прогулке в парке. Потом барашек нашёлся! Вторая - книжка-картинка "Хочу танцевать!", которую мы с вами здесь рассматриваем. Третья история - "Подарок для тебя", главным героем которой стал маленький ёжик. В каждой книжке Тоёфуку выбирает какого-то очень милого, чуть неуклюжего героя, отличительная черта которого - бать маленьким по сравнению с большими вещами, например, людьми или деревьями.
Мне не удалось найти какой-то дополнительной информации о художнице. В статьях сообщается, что она занимается также графическим дизайном, а книжка-картинка "Забытый барашек" стала ее дебютом в детской иллюстрации. Поиск в гугле позволил обнаружить еще пару книжек-картинок этого автора, возможно, у "Поляндрии" получится их издать в России. Кажется, нашим читателям они полюбились. Тиражи двух из трех книжек полностью раскуплены, сейчас в продаже есть только история про ёжика с подарком.
Важная загадка книги, вопрос, который я задаю детям, когда показываю им книжку-картинку "Хочу танцевать!" вот какой: почему автор книги не показывает нам, как прошёл концерт девочек-балерин, а вот концерт зайчиков демонстрирует во всех подробностях?
Как бы вы ответили?
В заключение напомню про еще одну японскую книжку-картинку, которую я показывала в блоге год назад.