В классическом варианте сказки "Красная шапочка" в конце девочку непременно съест волк. Или тигр, если это не европейский вариант сказки. Но в последние годы классический сюжет, в котором есть девочка, лес, пирожки, которые нужно отнести бабушке, и волк, который встречается по дороге, претерпевает значительные изменения. В книжке-картинке Пии Линденбаум "Гиттан и серые волки" девочка, которая заблудилась в лесу и встретила волков, затевает с ними увлекательную игру. А в книжке-картинке японской художницы Акико Миякоси "Чай в зимнем лесу" девочка в красной шапочке попадает на невероятное чаепитие, которому позавидовала бы сама Алиса в стране чудес.
"Красная шапочка" - одна из самых популярных сказок всех времён и народов и классический "бродячий сюжет". В некоторых вариантах девочке удаётся сбежать от волка, в некоторых он её съедает, в каких-то присутствует не одна девочка, а несколько детей, а в каких-то вместо волка действует другой зверь. Исследователи довольно давно составили карту этого сюжета в народном фольклоре разных народов.
Но нам, конечно, лучше всего известен вариант Шарля Перро. Именно на его основе созданы сотни современных вариантов "Красных Шапочек".
Сказку и ее трансформации не исследовал только ленивый. Например, Сандра Беккет отметила настоящую "эпидемию" этого сюжета в мировой литературе ХХ века и в одной из своих монографий описала и проанализировала более 200 книг современных авторов о Красной Шапочке, написанных на 12 европейских языках, изданных после 1970 г. Она, конечно, задавалась вопросом о причинах невероятной популярности этого сюжета. Если существенно упрощать выводы исследовательницы, то получается, что секрет успеха "Красной Шапочки" складывается из трех составляющих. Это:
- Доступная всем история о важном (безопасность, правила поведения девочки)
- Включенность сказки в детскую культуру большинства европейских стран благодаря Ш. Перро и братьям Гримм
- Уолт Дисней так и не снял полнометражный мультфильм о Красной Шапочке, поэтому у художников всегда имелось самое широкое поле для собственных интерпретаций истории.
Давайте рассмотрим подробнее версию Акико Миякоси, тем более книжка на удивление нежная, красивая и лаконичная. В карандашных иллюстрациях художница использует только три цвета - черный, красный и жёлтый.
В этой книге лес - не опасное место, где одинокую девочку может съесть волк. Совсем наоборот, это волшебное место, где происходят хорошие события.
И лес, в отличие от привычного нам европейского варианта сказки, не летний (у Перро ведь сказано, что по пути девочка собирала цветы и ягоды, именно это увлекло её, так что она сошла с тропинки), а зимний, холодный. Поэтому девочка одевается тепло, в пальто и красную шапку.
В лесу ей кажется, что она видит папу, она бежит за ним и оказывается около странного особняка. Фигура в пальто, которую она приняла за папу, оказывается вовсе не папой!
Внутри дома девочка обнаруживает самое странное и неожиданное сборище разнообразных животных. Они встретились, чтобы попить чаю.
И девочка присоединяется к ним, как сделали бы сотни других девочек в других сказках.
Девочка жалуется животным, что пути она помяла бабушкин пирог. Звери собирают замечательные гостинцы для бабушки и решают проводить свою гостью.
Далее мы видим очень красивую процессию в лесу. Её провожает целый оркестр.
И в самом конце девочка все же приходит в домик в лесу, где ее встречают любимая бабушка и папа.
Японская художница нарисовала удивительную книжку! В ней есть таинственная история, чудо, отсылки к самым известным и любимым детским сюжетам и при этом не происходит ничего плохого. Оказывается, книжку, в которой нет ни плохих событий, ни опасностей, тоже может быть интересно читать.
Варианты "Красной шапочки" в современной литературе неисчерпаемы, и я обязательно буду о них рассказывать!
#детская книга #японская литература #издательство миф #книжная иллюстрация #читает_шафферт #красная шапочка