"Добро пожаловать в новую реальность. И будь она проклята!"
***
Бунт на корабле?
Quasi - лучший в мире дуэт клавишника и барабанщицы. В феврале 2023 года на рекорд-лейбле Sub Pop вышел первый за 10 лет альбом Breaking the Balls of History, девятый по счету в студийной дискографии "Квази". Гугл-переводчик: "Разбивая шары истории". "Шары" в смысле "яйца", отсюда и мой перевод: "Яйца истории всмятку"
В идеологическом плане мы с "Квази" по разные стороны баррикад. Дуэт Сэм Кумс (Sam Coomes) и Джанет Вайс (Janet Weiss) - дети Портленда (штат Орегон, США), самого rrr-революционного города бесов со всеми вытекающими. Несколько лет назад я разозлился на Кумса за либерастические посты в фейсбуке. В сердцах обругал Сэма в комменте под видео одного из последних "живых" выступлений Эллиотта Смита, где Кумс играл на басу и был вторым вокалистом. Через пару дней обнаружилось, что клавишник "Квази" удалил меня из своей френд-ленты.
Великая Американская Стена (памяти Эллиотта Смита)
"Квази" давние друзья Эллиотта Смита, Кумс и Вайс играли роль ритм-секции в его гастрольном евро-туре 1998 года. И чтобы там ни было, за одно это - большое спасибо.
Злость и разочарования остались позади, сейчас о новом. Альбом Breaking the Balls of History получился громким, местами громовым. Да, он неровный, одни песни - повыше, другие - пониже, но в целом - долгоиграющий рок, заходит с первого раза, особенно если вы соскучились по новым песням Quasi.
Тематика соответствует усталости и разочарованиям последних лет, которые группа пытается компенсировать за счет энергии. Подтверждение тому - мартовский концерт на радио-станции KEXP (Сиэтл), "Квази" играют четыре забойных номера с новой пластинки.
Джанет лупить по барабанам с такой сосредоточенностью, будто выступает на прослушивании перед участниками группы Лед Зеппелин. Кумс выжимает из клавиш кровь, пот и вопли, все до последней капли, всхлипа и нотки.
Сэм виртуозно освоил "электро-клавесин" Rock-Si-Chord. Это клавиатура была изобретена в 1967 году с целью воссоздать звук, похожий на клавесин, да так, чтобы его можно было расслышать в грохоте любой рок-банды. Rock-Si-Chord использовали Джон Леннон, Рик Уэйкман, Dr. John, Гарт Хадсон из группы The Band и другие известные музыканты.
"Записанный во время пандемии, "Разбивая яйца истории" полон тревоги и усталости от расовых беспорядков, политического насилия и общественного недоверия", - пишет рецензент Pitchfork.
От себя замечу - плюс "украинская тема", нашедшая место на обложке с изображением парочки унылых ковбоев в жовто-блакитной раскраске. В их позах - тоска и безнадега. Один ковбой с желтым носом в виде перевернутого сердечка, у второго, что верхом на маленьком муле, вместо носа - дырочка.
Обложка как зеркало бунта на корабле? С.Ш.А. стоят нараскоряку между внутренними потрясениями и ожиданием чего-то похуже - внешний мир грозит кулаком. Прямо-таки "Чаепитие в горящем доме" Макса Ильина с поправкой на Quasi и местность - "как это по-американски".
Джанет Вайс: "Больше нельзя инвестировать в будущее. Будущее - это настоящее. Сделай это сейчас, если ты хочешь это сделать". Похоже, даже авангарду rrr-культуры происходящее настолько обрыдло, что остается выложиться на 200 процентов в авторских песнях, иного не дано.
Дарю "Квази" эпиграф к альбому Breaking the Balls of History: "Добро пожаловать в новую реальность. И будь она проклята!".
ПС. "Квази" не в первой страдать на эти темы. Разница в том, что если раньше это походило на забавы смарт-авангардистов из rrr-Портленда, то сегодня - зеркальное отражение повседневной реальности. И дальше только хуже...
(Знаменитый видео-ролик в титаник-стиле из альбома American Gong, 2010 год, ютуб-канал Kill Rock Stars):
Напор творческой энергии
Вдогонку - рецензия на предыдущий альбом Mole City (2013). Автор - мой друг и музыкальный единомышленник, иркутянин Валерий Врон. Фрагмент нашей совместной статьи "Прыгнуть выше головы! Лучшие альбомы-2013" (перепечатка из РИА "Сибирь").
Ведущий: - Что ты предпочитаешь сейчас?
Эллиотт Смит: - "Квази" из Портленда...
Ведущий: - Quasi?
Из интервью Эллиотта Смита радиостанции KCRW (май 1997)*
Группа Quasi - это творческий союз двух замечательных музыкантов. Барабанщица Джанет Вайс и мультиинструменталист Сэм Кумс, экс-супруги, ветераны рок-сцены из города Портленд, штат Орегон, центра музыкального Тихоокеанского Северо-Запада (куда входят близкие по запалу американский Сиэтл и канадский Ванкувер). В активе Quasi - многочисленные музыкальные проекты, в том числе совместная работа с Эллиоттом Смитом (Elliott Smith). Отметим, что Джанет Вайс - одна из самых авторитетных рок-барабанщиц, играла в разных проектах, в том числе в группе Stephen Malkmus and the Jicks и девичьей riot grrrl команде Sleater-Kinney.
Двойной (на виниле) альбом Mole City поражает напором творческой энергии абсолютно юного, в хорошем смысле безбашенного свойства. Если не знать, что "Квази" существует с 1993 года, может показаться, что это группа молодых и отчаянно талантливых энтузиастов, творчески осмысливающая в дебютном альбоме опыт своего широкого музыкального аудирования. Никаких запретов и ограничений, полная свобода для творчества и для фонтанирования творческими идеями - такой подход авторов к аранжировкам, к самому музыкальному материалу превращает слушание альбома в увлекательнейшее творческое приключение. Слушатель просто не знает, чего ожидать от следующей вещи, но всегда остается заинтригованным и никогда не бывает разочарованным, получая эстетическое удовольствие даже от композиции, состоящей из... набора электронных шумов. Позвольте, да по всем признакам тут должна быть какофония, а однако ж получается... гармония.
Сила и выразительность творческой фантазии Сэма и Джанет, отливающая в альбоме рокер за рокером, невероятным образом сглаживает острые углы и зазубрины, оставляя впечатление то романтического вальса, то жестокого романса, то душещипательной баллады, то чего-то вовсе опереточного, но при всем том слушатель никогда не забывает, что это все серьезно, что это настоящая, подлинная рок-музыка, которая без такой фантазии, без высшей ее степени, просто не существует, и которая присутствует в духе, в сути, а вовсе не в форме, как это принято считать.
* В качестве эпиграфа взят фрагмент радиоинтервью Эллиотта Смита 1997 года, когда о группе Quasi было мало что известно. Кстати, одна из первых записей ЭС была сделана в доме Джанет и Сэма. Виниловый сингл Elliott Smith & Pete Krebs - Shytown/ No Confidence Man (1993). Тогда было напечатано всего около 500 "сорокопяток", оригинал (мастер) уничтожен, переиздание в первозданном виде невозможно.
"Все остальные, кладите свои гитары и чехлите ударные, это финиш..."
Чемпион гастрольных верст (фото)