Последний Великий поэт-песенник Америки. Дорогого стоит это посмертное звание с учетом вечной обособленности рок-сцены США и неповторимой уникальности ее лучших представителей...
***
Этот текст посвящен Стивену Полу Смиту (Steven Paul Smith), известному многим как Elliott Smith - Эллиотт Смит (6 августа 1969 - 21 октября 2003).
В 2001 году я купил CD-коробку c его первыми тремя альбомами, и был буквально сражен "всем" (звук, вокал, инструментал, мелодизм, лирика), что было в этом артистом, о котором я прежде ничего не знал. С тех пор я поклонник ЕС, в домашней коллекции имеется практически все, что официально издавалось под именем Смита на виниле и CD. Есть несколько пластинок и дисков с участием ЭС в качестве приглашенного музыканта, а также записи его друзей и подруг, в том числе эта замечательная песня I Figured You Out, которую Эллиотт написал для Мэри Лу Лорд:
Летом 2008 года мне удалось побывать у народного мемориала памяти ЭС в Лос-Анджелесе, постоять в прохладе стены, названной Тhe Solutions Wall. По следам поездки я написал текст, который и представляю сейчас вниманию дзен-читателей.
***
В начале 90-х Эллиотт Смит был "мотором" Heatmiser. Эта хардкор-панк группа из Портлэнда, самого ррр-революционного города планеты, записала три альбома. Два из них (первый Dead Air и последний Mic City Sons) необходимо считать американской рок-классикой. Пластинке Mic City Sons даже прочили славу второго Nevermind, но группа распалась, и, к счастью, второй "Нирваны" не случилось.
Параллельно с работой в Heatmiser Эллиотт записал первый сольный альбом Roman Candle (1994), но уже в ином ключе, поразительный по красоте и энергии, бьющей через край от каждого прикосновения пальцев к гитарной струне, давший миру, как писали критики, "шепчущий вокал толщиной с паутину". Это была новая, совершенная авторская рок-музыка, сыгранная одним человеком с наложением нескольких гитар. До Эллиотта Смита никто так не звучал.
На счету ЭС шесть студийных альбомов, что вполне сравнимо с творческим наследием таких легенд, как, например, The Doors или Creedence Clearwater Revival, и значительно превосходит число альбомов другого прекрасного поэта-песенника Ника Дрейка, с которым иногда сравнивают Смита. Плюс посмертный двойник (на виниле) New Moon и еще добрая сотня "неизданных" песен, разлетевшихся по бутлегам.
Я называю Смита Последним Великим поэтом-песенником Америки. Это посмертное звание, с учетом вечной обособленности рок-сцены США и неповторимой уникальности ее лучших представителей вплоть до наших дней, дорогого стоит.
Своим творчеством, жизнью и даже смертью Смит доказал тезис о хрупкости большого таланта. В том числе, интерпретацией песни Because (Эллиотт был фанатом битлов), которая сопровождает финальные титры фильма "Красота по-американски", - исполненная "вокалом толщиной с паутину", она приобретает здесь новую высоту и очарование.
Немудрено, что ЭС был странным, сложным, "зависимым" человеком с путаной судьбой, завершившейся совершенно немыслимым образом. 21 октября 2003 года, в возрасте 34 лет, Эллиотт Смит скончался в больнице с двумя ножевыми ранениями в груди. По рассказам единственного свидетеля, девушки музыканта Дженнифер Чибы, в тот день между ними произошла ссора. Дженнифер якобы заперлась в ванной комнате, из которой вышла только после жутких криков бойфренда. В комнате она увидела "стоящего Смита с ножом в груди". Она вытащила нож, Эллиотт рухнул на пол, после чего Чиба вызвала скорую. В 13-36 поэта-музыканта не стало, он скончался в больнице.
Несмотря на то, что смерть Смита оформлена как "самоубийство", вопрос об убийстве на бытовой почве остается открытым даже в протоколах расследования, не говоря уже о журналистах и поклонниках, у которых истинная причина трагедии не вызывает сомнений.
В те октябрьские дни фанаты устроили поминание у стены дома по адресу 4334 Sunset Boulevard, Лос-Анджелес, на фоне которой Смит появился на обложке альбома Figure 8 в 2000 году.
Вскоре стена Тhe Solutions Wall (по названию примыкающей мастерской по починке видео и аудио динамиков) превратилась в народный мемориал.
На стене появились строчки из песен ЭС, граффити, послания, созданные рукой таких же не очень счастливых молодых людей, каким был сам Эллиотт, разница в том, что Бог не оставил им частицы своего дара. И все равно, их месседжи, простодушные по форме и содержанию, замечательны: в них есть любовь, как есть любопытство в детских рисунках с изображением "неба-солнца, мамы-папы".
...Летом новосибирский журналист Алексей О. совершил вылазку в Штаты. Вначале он побывал на востоке страны, потом махнул на западное побережье, где продолжил путешествие с юга, от Сан-Диего, - на север, до Сиэтла. Благодаря помощи своего друга, Александра Сергеевича Калужского, знатока и любителя американской музыки, наш журналист в один из воскресных дней отправился в поездку к мемориальной стене Эллиотта Смита в Лос-Анджелесе, откуда и появился этот фотоотчет.
Калужский живет в Штатах с 1992 года, русский поэт, писатель, журналист, переводчик лирики Лермонтова на английский; в конце 80-х - один из организаторов Свердловского рок-клуба, первый менеджер группы "Наутилус Помпилиус", участник различных литературных и музыкальных проектов.
"Мы добирались от Сан-Диего до Лос-Анджелеса на машине Калужского несколько часов, по "Городу Ангелов" нас вел уже навигатор, нетерпение росло и... вот она, Стена!, - вспоминает журналист, - Солнце стояло в зените, было жарко, но не у стены, где оставалась тень, живая прохлада и ощущение земного микрокосмоса покоя и радости".
"Я заснял на "мыльницу" всю стену, фрагмент за фрагментом, - вспоминает Алексей, - Ведь никто не знает, что может произойти с этим добрым местом".
Действительно, такое уже случалось - в 2007 году вандалы надругались над Стеной Эллиотта, замазав ее "синим граффити", и, казалось, она безнадежна. Но фэны предприняли отчаянную попытку и полностью восстановили мемориал. Благословенны те, кто хранит Тhe Solutions Wall - стену Эллиотта Смита!
Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять комменты. Да прибудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!