"В сердце старой Галлии..." - так начинается исторический роман Александра Говорова "Последние Каролинги". Путешествие вдоль моих книжных полок привело опять ко временам моей юности)) эту книгу я читала очень-очень давно. Глаза зацепились за неё, и захотелось позвать вас, дорогие книгочеи, посетители Башни, в ранее Средневековье; представить себе бои на драккарах, осаждённый норманнами Париж, тишину каменных церквей, размеренную латынь богослужений, делёж империи Карла Великого, хитросплетения феодальной политики и любовь посреди хаоса.
Действие романа происходит во Франции, в IX веке; точнее, Франции-то ещё нет, а есть Западно-Франкское королевство (или Королевство западных франков, или Западная Франкия). Роман посвящён в основном Эду I, его пути к титулу графа Парижского, а затем - к получению короны. В книге есть любовная линия, и главная героиня - полностью придуманный автором персонаж, однако почти все действующие лица - реально существовавшие исторические личности: сам Эд, его брат Роберт, Аделаида Турская, архиепископ Реймсский Фульк.
Начать хочу, как говорит один уважаемый человек, издалека :-)) с реальной истории и парадоксального факта: хотя роман и называется "Последние Каролинги", Эд Парижский к династии Каролингов не принадлежал. Как всегда в этой рубрике: рассмотрим исторические вехи, а потом вернёмся к роману и личности автора.
Итак, жили-были три брата, и звали их оригинально - Карл II Лысый, Людовик II Немецкий и Лотарь I. Были эти братья внуками императора Карла Великого, принадлежали к династии Каролингов и собрались они как-то в далёком 843 году на берегу реки Мёз, в городе Верден, и разделили между собой империю своего деда. Старшему, Лотарю, достались Италия и земли вдоль Рейна вместе с императорским титулом, которые стали называться Срединное королевство (впрочем, недолго). Среднему, Людовику, отошли земли к востоку от Рейна и стали именоваться Восточно-Франкским королевством. Младший, Карл, получил земли к западу от Рейна - ту самую Западную Франкию. И стали бы они жить-поживать да добра наживать... если бы это была сказка)))
Три королевства стали основой для появления на карте мира трёх стран - Италии, Франции и Германии. Однако прежде, чем это произошло, королевства делились, дробились, объединялись, появлялись и исчезали бесчётное количество раз. Имя старшего брата увековечено в названии вечно спорной области - Лотарингии. Сейчас принадлежит Франции вместе с Эльзасом по итогам Второй Мировой войны.
Младший братик с неблагозвучной кличкой "Лысый" получил земли той самой классической "старой Галлии", население которой - галло-романское - составляло крестьянство и часть духовенства. Франки же - союз германских племён, завоеватели по отношению к обитателям Галлии, письменности своей не имели, писали на латыни и сразу составили местный феодалитет. К моменту провозглашения Западно-Франкского королевства галльские франки перешли на "романское" наречие (язык романской группы, близкий к латыни), которое теперь называют старофранцузским.
Королевство - красивое слово. С детства у нас складывается определённый образ, этакая сказочная иерархия: король, приказы которого, даже самые капризные, немедленно исполняются, льстивые придворные, роскошные дворцы или замки, рыцарские турниры и прекрасные дамы. Однако если знать, что такое феодализм и с чем его кушают, то становится видна пропасть между королевской властью и способностью короля её осуществить.
В Западной Франкии прямым и бодрым ходом шёл процесс феодальной раздробленности, власть Rex Francorum неуклонно ослабевала. Откатимся ещё немножко назад, надеюсь, вы ещё не запутались :-)) Династия Меровингов - предшественников Каролингов - ещё за сто лет до Верденского раздела отдалась в руки майордомов - высших франских чиновников. Майордомы приобрели реальное управление государством, и самый известный из них - Карл Мартелл - фактически правил вместо короля, а когда король умер, даже не стал собирать франков ради сакрального "Король умер! Да здравствует король!" и продолжил самостоятельно править. Сын Мартелла Пипин Короткий решил - а почему бы ему уже и не избраться королём де-юре, ведь де-факто власть и так в руках его семьи стараниями великого батюшки. Пипин короновался и стал основателем династии Каролингов.
Мартелл (что значит "Молот", прозвища у них были что надо, я же говорю) провёл интереснейшую реформу: он ввёл практику раздачи бенефициев. За военную, придворную и административную службу люди получали от короля или майордома земельный надел, который оставался у них в пользовании до тех пор, пока служба исправно неслась и пока пользователь бенефиция оставался лоялен королю. Главная черта бенефиция - он давался до конца жизни бенефициария. Бенефициарий умер - земля вернулась к владельцу. Таким образом, появилась условная земельная собственность и начало складываться сословие рыцарей, а также система отношений сюзерен - вассал. Всё это прекрасно работало в самом начале, при Меровингах - крупных землевладельцев можно было сдерживать угрозой отобрать земли, преданных сторонников поощрять новыми титулами, приобретаемыми вместе с бенефициями. Складываются отношения, похожие на древнеримскую систему патрон - клиент.
Но вернёмся снова в IX век, в отколовшуюся от империи Каролингов будущую Францию. Условная земельная собственность эволюционирует, и бенефиций постепенно превращается в феод. Условность остаётся - это всё то же пользование землёй за службу, однако у феода появляется тенденция перехода из пожизненности в наследственность, а у держателей феодов появляется больше политических прав - по сути, суверенитет. Бароны, графы и герцоги становятся политической силой и постепенно выходят из повиновения королям. Они начинают проводить собственную налоговую, социальную и внешнюю политику, соперничают с королевской властью, и усилия королей отныне направлены на сдерживание магнатов.
Но это внутренние опасности, с которыми сталкиваются последние Каролинги. А есть ещё опасности внешние, и самая большая из них - это норманны.
Событием, которое потрясло весь христианский мир и стало точкой отсчёта для эпохи экспансии викингов, стало разграбление монастыря на острове Линдисфарн в 793 году. После этого суровые бородатые мужи зачастили в Европу и начали являть себя в Англии и на берегах Сены и Луары, терроризируя местных жителей и склоняя королей к выплате дани. "De furore Normannorum libera nos, Domine!" ("Избави Боже нас от ярости норманнов!") - восклицали в ужасе современники событий. Весь IX век прошёл для Каролингов под знаменем борьбы с бандами викингов, которая шла с переменным успехом; со второй половины столетия датчане и норвежцы плотно оккупировали территорию Северной Франции, так что в итоге в 911 году король франков Карл III Простоватый и предводитель викингов Рольф заключили Сен-Клер-сюр-Эптский договор. По нему монарх признавал норманнскими земли в устье Сены с центром в Руане и отдавал замуж за Рольфа свою дочь, а взамен тот приносил королю вассальную присягу и принимал христианство. Так возникло герцогство Нормандия. Рольф в крещении получил имя Роберт и стал первым герцогом Нормандским, основателем династии, к которой будет принадлежать будущий покоритель Англии Вильгельм Завоеватель. Норманны встроились в Западно-Франкское королевство, были ассимилированы будущими французами, переняли их язык, культуру и феодальные нормы. Амбассадоры разрушительных набегов оказались в итоге поглощены теми, на кого эти набеги устраивались, вот ведь ирония истории.
Однако викинги - это только одна из угроз. Помните "Песнь о Роланде"? Арабы захватили Иберийский полуостров, а потом туда вторгся Карл Великий, и франки оттяпали себе северо-восточную часть полуострова. Потом снова арабы, и снова франки; в конце концов совокупность графств, образованных на территории Барселоны, Жероны и Лериды, которые впоследствии получат имя Каталония, перешла из-под власти Кордовского эмирата под руку христиан. Здесь была создана Испанская марка - пограничье для защиты от мусульман. Однако каталонские графства в составе Западно-Франкского королевства не чувствовали себя защищёнными, слабые и далёкие короли не оказывали им никакой реальной помощи. При последних Каролингах тенденция к отпадению Каталонии от Западной Франкии стала очевидной. С окончанием правления Каролингов каталонские графства под эгидой Барселоны стали независимыми. Территория королевства сократилась.
Датой превращения Западно-Франкского королевства во Францию принято считать 987 год, когда на престол взошёл Гуго Капет, основатель новой династии Капетингов.
Вот такая складывалась ситуация ко времени, описываемому в романе: концу IX века. Посмотрим теперь на главного героя книги, Эда Парижского. Соль в том, что он не был Каролингом. Эд был из рода Робертинов, а Робертины являлись предками Капетингов. Так что фактически Капетинги попеременно с Каролингами начали править уже в 888 году, за столетие до короля, чьё прозвище дало имя этой династии.
Эд и его брат Роберт были сыновьями Роберта Сильного, графа Анже и Парижа и маркграфа Нейстрии, который и дал имя династии. Роберт Сильный был довольно успешным феодальным полководцем, заработал достаточно титулов благодаря непрерывным сражениям с норманнами, в битве с которыми при Бриссарте в 866 году он и погиб. Эд прославился во время осады Парижа Сигурдом в 885-886 годах. Хотя Эд был очень молод, Париж он оборонял высококлассно, сдерживал норманнов почти год, не давал их флоту подняться по Сене. В итоге он лично поехал просить помощи у императора Карла III Толстого, затем пробивался обратно в город, а император предпочёл от викингов откупиться. Что ж, это прекрасно оттенило и без того блистающую фигуру графа Парижского.
После смерти Карла Толстого началась типичная феодальная смута, когда партии дворян хотели посадить на трон каждый своего кандидата, но выиграл уже набравший военные и политические очки Эд - его короновали в Компьене в 888 году. Для Франции Компьен прямо место, полное исторических смыслов)))
Естественно, коронацией дело закончится не могло, иначе не было бы это политикой. Оппозицию Эду возглавили его старый недруг архиепископ Реймса Фульк (или Фулькон) и граф Балдуин II Фландрский, который позже поднял мятеж. Отпала Аквитания, где постоянно надо было усмирять недовольных феодалов. Постоянно происходили набеги викингов, и Эд перестал столь удачно, как прежде, их отражать. Полагаю, он просто не знал, за что хвататься, каждый день открывались новые проблемы. Королевская власть стала такой явно слабой, что противники Эда во главе с Фульком короновали в 893 году Карла Простоватого, Каролинга, и для Эда начался новый виток противостояния. Король против короля в одном королевстве. Война длилась с переменным успехом и закончилась в 897 году примирением сторон. Бездетный Эд признал Карла своим наследником. В 898 году Эд умирает.
"О tempora, o mores!" - воскликнул бы Цицерон. Суровые времена и суровые люди, скажем мы. Но что же увидит читатель в книге "Последние Каролинги"?
По исторической части у меня претензий вовсе нет, автор разобрался в теме. Несмотря на то, что роман относительно небольшой, читатель сможет не только проследить за известными историческими личностями, но и прочувствовать, каково было жить тогда не-дворянам - земледельцам, переходившим из рук в руки вместе с деревнями, потому что владелец бенефиция поменялся; поселенцам, которых убивали норманны, жителям в осаждённом городе, монахам, которые пытаются научить латыни детей сеньоров, и другим клирикам, которые желают могущества во имя церкви. Полный набор :-) действие происходит не только во дворцах, локации меняются, и их много. Кроме того, писатель прекрасно оперирует терминами, относящимися к феодализму, он понимает их значение. Слова вроде "аллод", "лен" и "фьеф" совершенно не напугают читателя, наоборот, он быстро и легко поймёт их значение, потому что они встроены в сюжет, они логично и незапутанно объяснены. Опять же, в энциклопедию всё это не превращается, у Говорова нет задачи покрасоваться знаниями, он их выдаёт дозированно, чтобы погрузить в атмосферу. А уж как изящно вставлены отрывки из знаменитого "Словопрения Пипина с Алкуином" - это просто-таки вдохновляет найти этот исторический источник и почитать потом отдельно. Прелесть.
Образы исторических персонажей - это авторская вольность, вИдение. И мне говоровская трактовка понравилась. Эд - высокий, красивый, настоящий воин; одновременно он может быть жестоким и весёлым, бесстрашным и угрюмым, умным и равнодушным. Он изображён масштабной личностью, такого человека ждёт слава, и по-другому представить себе уже сложно. Его брат - мягкий, преданный, более романтичный. Фульк - церковная крыса :-)
Да, роман во многом наивен - но наивен в хорошем смысле, по-приключенчески, по-жюльверновски. Его хорошо читать лет в пятнадцать, внимать звукам сражений и вдохновляться силой всепрощающей любви. Перечитывать намного позже, с солидным историческим багажом - тоже хорошо, просто обращаешь внимание на другие вещи. В книге нет смакования жестокости или пошлости, нет у автора затаённой мизантропии и желания выставить своих персонажей моральными уродами. Да, люди разные и времена порой страшные - но акцентирует внимание писатель всё же на человеческих достоинствах и умении в этих временах жить.
Вот так в этот раз - больше истории, меньше литературы. И много имён :-))) Аой!
Литературу, как обычно, оставлю в комментарии.
#рецензиянакнигу #историяфранции #последниекаролинги #эдпарижский #историяфранков #робертины #александрговоров