🎲 Страничка игры на Boardgamegeek
📜 Издатель: Hobby World
🎎 Количество игроков: 2-4
⏱ Среднее время партии: 60-90 минут
📆 Возраст: 14+
"Крио" настольная игра с размещением рабочих, построением движка и механикой ареа-мажорити, которая погружает игроков в атмосферу неизведанной планеты. Космический корабль, перевозивший поселенцев нескольких народов, разбился на поверхности планеты, атмосферу которой сложно назвать дружелюбной. Даже днем холод настолько сильный, что перемещаться без проблем могут только специальные дроны. Именно с их помощью игрокам предстоит перевезти криогенные капсулы с членами экипажа в теплые пещеры, ведущие в недра планеты, которые были недавно обнаружены. Для этого из обломков корабля придется добыть как можно больше ресурсов, чтобы успеть перевести максимальное количество капсул в пещеры, пока не наступила еще более холодная ночь, во время которой даже дроны не смогут нормально функционировать.
Наполнение
"Крио" - достаточно объемная игра с необычным оформлением и большим количеством компонентов. К ним относятся:
▶️ Игровое поле. Под верхней кромкой поля располагается счетчик инцидентов, а над нижней - сеть пещер, в которые предстоит перемещать крио капсулы своей фракции. Большая же часть поля занята участком планеты, на котором расположены обломки четырех отсеков корабля:
- Розовый - инженерный отсек
- Зеленый - Лаборатория
- Серый - Отсек разработки
- Бежевый - Экспедиционный отсек.
Все отсеки корабля названы так неспроста. Для каждого из них характерно какое-либо особое свойство или избыток определенного ресурса, что будет подкреплено игромеханически.
▶️ Планшеты игроков и фигурки дронов. Планшеты представляют из себя пусковые платформы для дронов. В распоряжении каждого игрока будет по 3 дрона. Так же на платформах игроки хранят ресурсы и крио капсулы.
▶️ Капсулы экипажа. Криогенные капсулы, которые игрокам придется переправлять в пещеры. Каждый игрок сможет найти среди обломков по 15 капсул своей фракции.
▶️ Жетоны ресурсов, маркеры материалов и энергетические стержни. Жетоны представляют собой ресурсы, которые игроки смогут найти среди обломков. Маркеры и энергетические стержни показывают количество ресурсов, которое содержится на платформах игроков. Маркеры органики, кристаллов и техники соответствуют по цвету одноименным жетонам. Особняком стоят маркеры нанитов, являющихся универсальным ресурсом, и энергетические стержни.
▶️ Колода карт. Универсальные карты, которые игроки будут размещать рядом со своими планшетами. Каждая карта представляет собой транспорт, улучшение, победное условие и даже ресурс.
▶️ Жетоны пещер. Жетоны пещер, которые размещаются в закрытую в нижней части игрового поля. Для размещения игроков в некоторые пещерах требуются ресурсы. Необходимое количество для размещения можно увидеть в левой части жетонов. Кроме того, в конце игры игрока делят сферу влияния в пещерах. Игрок, чьих капсул больше всего в пещере, получает очки, равные верхнему показателю в правой части жетона. Второй игрок получает очки, равные нижнему показателю. Остальные игроки очки не получат.
▶️ Жетоны инцидентов. Выкладываются на специальный трек. Когда закончатся все жетоны, это будет обозначать, что наступила ночь.
Жетоны инцидентов символизируют случаи саботажа, которые возникают среди фракций в борьбе за главенство над территорией неизвестной планеты. По своему содержанию ранние и поздние инциденты не отличаются.
▶️ Жетоны повреждений. Выкладываются на отсеки корабля в случайном порядке. Обозначают неработающие доки для дронов, на которые они не смогут приземлиться. Каждый жетон, так же как и док, подписан одной из букв греческого алфавита. В начале игры несколько жетонов в случайном порядке будут выложены на одноименные доки.
Игровой процесс
Перед началом необходимо подготовить игровое поле и планшеты игроков. В отсеки корабля помещаются крио капсулы, жетоны ресурсов и жетоны повреждений. На треке в верхней части поля располагаются жетоны инцидентов. Так же по одному жетону такому располагается в специальной ячейке рядом с каждым отсеком. В нижнюю часть поля с обозначением сети пещер размещаются жетоны пещер, причем только ближние два выкладываются в открытую.
На планшетах первые 3 позиции должны занимать дроны. Маркеры материалов и энергетический стержень размещаются на соответствующих треках, давая игрокам небольшое количество ресурсов на старте. Кроме того, игроки берут по 5 карт, оставляя 3 из них в руке.
Теперь можно начинать игру.
Фактически за свой ход игрок совершает 1 из 2 главных действий:
🟢 Послать дроны. Посылая дрон, игрок размещает его в любом свободном доке одного из отсеков корабля. Каждый док имеет несколько доступных действий, одно из которых по своему выбору можно будет разыграть. Игрок может посылать дроны только со своего планшета. Переставлять их между доками нельзя. Кроме того, над некоторыми доступными действиями располагаются точки. Это обозначение того, сколько подобных действий можно выполнить за одновременно за один раз.
🟢 Отозвать дроны. Отозвать можно только все свои дроны за раз, но при этом не имеет значения, сколько их расположено на игровом поле. Когда дроны отзываются, игрок выбирает жетон инцидента из любого отсека и разыгрывает действие, которое на нем обозначено. После этого дроны выставляются в любой док на платформе.
При помощи этих действий игрокам придется перенести как можно больше крио капсул в пещеры до окончания игры. А закончится она может по двум причинам:
- Какой либо из игроков применил эффект жетона заката - самого последнего жетона инцидентов. Это будет обозначать, что солнце село и все вокруг заледенело настолько, что больше нет возможности вести какую либо деятельность на поверхности.
- Криогенные капсулы любой из фракции полностью ушли с игрового поля. Не важно каким путем. Часть из них может оказаться в пещере, а другая часть может быть уничтожена. Либо что-то одно из этого.
Теперь попробуем поговорить о механиках и геймплее более структурированно и понять, в чем же заключается глубина игры.
Для того чтобы переместить крио капсулы в пещеру, игрок должен совершить цепочку из трех действий: переместить капсулы на свой планшет, построить транспорт и погрузить на него капсулы, а так же доставить транспорт ко входу в пещеры, откуда он увезет членов экипажа поглубже в теплые недра планеты, где и останется. Да, транспорт, переместивший капсулы, выходит из игры до самого конца.
Добыча ресурсов, розыгрыш и получение новых карт, перемещение крио капсул на платформу - это те действия, которые игроки могут выполнить при помощи ресурсов, доступных на игровом поле. Но учитывая, что за один ход каждый игрок делает всего одно действие, задача по перемещению целых 15 крио капсул кажется невозможной. И вот тут начинается все самое интересное, а именно в игру вступает механика построения движка и подключаются дополнительные виды заработка ресурсов. Как это работает?
Игровой планшет представляет собой платформу с шестью доками, под каждым из которых расположены специальные ниши. Когда игрок отзывает дроны назад, он не обязан ставить их в первые 3 дока, как это было на момент начала игры. Дрон может вернуться в любой док, но пока ниши не заполнены, все доки являются одинаково бесполезными. Когда игрок посылает дрон в док, позволяющий взять ресурс, у него есть два действия на выбор. Сразу же получить этот ресурс или поместить его в одну из ниш. После этого возвращаясь, в такой док, дрон будет активировать его свойство.
Понять, как работает планшет, на самом деле очень просто. Первая строка под доками для дронов обозначает ресурс, который игроку придется заплатить. Вторая строка обозначает ресурс или действие, которые игрок может получить/совершить. Рассмотрим доки слева на право.
▶️ В первом доке отсутствует первая строчка и есть только последняя. Это значит, что, поместив в нее жетон ресурса или карты, игрок будет получать ресурс, брать/разыгрывать карту.
▶️ Второй док позволяет помещать на платформу крио капсулу из любой камеры анабиоза за тот ресурс, который будет помещен в нишу, либо за сброс карты, если в нише установлен жетон карты.
▶️ В третьем доке игрок может получить 1 энергию за ресурс/сброс карты.
▶️ Четвертый док игрок программирует абсолютно самостоятельно. На это потребуется потратить больше жетонов, но при этом самому можно будет выбирать, что и за какую плату получать.
▶️ Пятый док позволяет получать наниты. Таким образом, отдавая один конкретный ресурс или сбрасывая карту, можно получать универсальный ресурс, который можно будет тратить в зависимости от ситуации.
▶️ Ну и шестой док позволяет брать/разыгрывать карту за ресурс.
Кроме того, в экспедиционном отсеке располагается грузовое отделение. Поместив в него при помощи дрона одну из крио капсул, игрок сможет в самом начале фазы отзыва получать один или несколько ресурсов в зависимости от количества размещенных капсул.
❗️ На этом варианты получения дополнительных ресурсов не заканчиваются.
Раз в ход можно или утилизировать карту с руки, получив стоимость, указанную на ней, или утилизировать ресурс с платформы, тем самым освободив место для нового программирования. Еще ресурсы попадаются среди жетонов инцидентов. Поэтому вовремя отозванный дрон может помочь получить недостающий ресурс.
Игра требует от игрока определенных навыков менеджмента ресурсов. Количество места на платформе ограничено четырьмя единицами каждого. Все лишние будут попросту пропадать. То же самое касается игровых карт. На руке их может быть всего 5. А так же капсул. Платформа вмещает 3 штуки. Если сконцентрироваться на сборе всего одного ресурса, то без нужного перераспределения и трат он будет постоянно пропадать.
Понимая, как устроено получение ресурсов и перемещение криогенных капсул на платформу, следует рассмотреть последние шаги, а именно розыгрыш карт и перемещение капсул в пещеру.
Каждая карта в игре имеет 4 функции. 2 из них я уже описал:
Транспорт. Если он построен, то в любой момент с платформы на него можно переместить капсулы. У каждого транспорта есть лимит, который обозначается соответствующими значками.
Ресурс. Утилизация карты и получения указанных на ней ресурсов.
Третья функция карты - улучшение. Каждое улучшение описывается в верхней части карты и дает игрокам какой-либо полезный бонус. Игрок может использовать только 3 карты улучшений, при этом все они должны отличаться друг от друга.
Четвертая функция - миссия. С края карты написано условие, которое даст бонусные победные очки в самом конце игры. Как и улучшений, таких карт может быть разыграно всего 3, и все они должны быть разными.
Экспедиционный отсек хоть и не содержит ресурсов как таковых, но ценен не только из-за наличия грузового отделения. В нем располагаются доки, позволяющие производить разведку неизведанных пещер. Для этого действия необходимо потратить по единице нанитов и энергии, а так же иметь на своей платформе хотя бы одну крио капсулу. Выполняя действие разведки и оплачивая необходимые ресурсы, игрок перемещает капсулу со своей платформы в любую закрытую пещеру, соседствующую с какой-либо открытой ранее. Эта капсула считается размещенной и приносит победные очки. За такое размещение не придется платить дополнительные ресурсы, даже если на жетоне пещеры написано обратное. Такое размещение работает только с закрытыми жетонами пещер и делается единожды для каждой из них.
Когда игрок соорудил транспорт, погрузил на него необходимое количество капсул, настает время для выбора пещеры, в которую капсулы будут перемещены. Для размещения в большинстве пещер необходимо заплатить ресурс, указанный на жетоне, а так же энергию за каждый символ, встречающийся на пути к заветной цели. Оплатив нужное количество ресурсов, дрон переместит транспорт ко входу в пещеры, после чего он перевезет их в нужное место и останется там. Считается, что обратно транспорт выбраться не сможет, поэтому его карта сбрасывается.
В конце игры победные очки достаются за каждую криогенную капсулу, которая находится в пещере. Кроме того, большинство пещер дают дополнительные победные очки контролирующим их фракциям. Последними в подсчет включаются карты миссий игроков, если таковые были разыграны.
На этом все дополнительные игровые моменты, на которые я хотел обратить внимание, описаны, и понемногу можно приступать к выводу.
Что нужно знать?
❗️ Все игроки, начиная со второго, получают небольшой бонус в виде ресурсов. Какой бонус полагается игрокам, можно узнать в специальной таблице правил.
❗️ Если на жетоне ресурса присутствуют 2 символа, между которыми проведена горизонтальная черта, то игрок получает или платит ресурс на свой выбор.
❗️ Один нанит можно потратить взамен любого из трех основных ресурсов.
❗️ Капсулы между планшетом и транспортом можно переместить в любой момент игры.
❗️ Если жетон заката вышел на игровое поле, игра еще не заканчивается. Его необходимо активировать по обычным правилам розыгрыша инцидента.
❗️ Чтобы забрать капсулу из грузового отсека, нужно прилететь в специальный док. Действие с размещением капсулы в доке обозначено красной стрелкой вниз 🔽. Действие с забором капсулы из дока обозначено синей стрелкой вверх 🔼.
Итог
"Крио" хоть и относится к евро, но заметно выбивается из стандартного списка игр данного жанра. Очень атмосферная и в меру кризисная игра, в которой игрокам самим придется выбирать для себя путь для получения победных очков. Имея одинаковый набор действий, каждый участник сам должен выбрать, каким путем ему добывать те или иные ресурсы, причем происходит это на фоне высокого взаимодействия с оппонентами. Отличительной чертой является и то, что взаимодействие между игроками не ограничивается простым размещением своего дрона в более выгодном доке, но и прямое воздействие на его криогенные капсулы путем подрыва камер анабиоза.
Ограниченность ходов, меняющаяся от раунда к раунду и зависящая так же от стиля игры каждого из участников, делает "Крио" достаточно необычной настолкой. Для новичков первые ходы могут показаться достаточно быстрыми и не очень эффективными, но такое впечатление может показаться очень обманчивым. Игра требует пристального внимания за игровым полем и мгновенного принятия оптимально выгодных решений в зависимости от доступных ресурсов и карт на руке.
В зависимости от участников партии игра может ощущаться абсолютно по разному. При неспешной партии, когда мы каждый раз размещали по все 3 дрона и только потом отзывали их на платформу, почти каждый игрок успел перевезти все свои капсулы в пещеры, имел приличное количество ресурсов, и победа определялась уже небольшой разницей в очках за превосходство. Когда же кто-то решал активно заниматься подрывной деятельностью и размещал дроны максимум по 1 - 2 штуки, игра быстро начинала набирать темп, и победу могла определить даже одна капсула, удачно запущенная благодаря ячейке разведки.
Именно высокая разница в темпе партий не позволяет игрокам каждый раз разыгрывать одни и те же действия из игры в игру. Даже имея одинаковый расклад из карт и ресурсов в разных игровых сессиях, участники будут тратить их по разному. Это придает игре высокую реиграбельность, даже при учете достаточно скромного количества карт и разнообразия ресурсов. Однако это является как плюсом так и относительным минусом, ведь один игрок может своими действиями заставить остальных торопиться и совершать необдуманные действия, что для любителей классического евро или просто для людей, мало играющих в настольные игры, может оказаться критическим и отпугнуть от этой игры. Для комфортных партий желательно, чтобы уровень игроков был одинаковым.
🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Больше обзоров можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.