("65", 2023, США)
Весьма любопытно, кто же в данном случае первым махнул рукой и сказал: "А давайте!".
В смысле - а давайте снимем приключенческую фантастику прямо как встарь. То есть как в 70-80-е: со звездолетом, суровым героем с бластером и "неукротимой планетой" с кусачими монстрами. И, естественно, с драматичными отношениями сильного героя со слабым и беззащитным. Коего он не столько по службе, сколько чисто по-человечески взялся защищать от невзгод.
И начхать, если это кино провалится в прокате! Главное, чтобы седовласые любители фантастики в целом и "Врага моего" в частности проронили ностальгическую слезу и накатили на радостях стакан "Пангалактического грызлодёра".
Ей-ей, не вру: "65" Бека и Вудса (более известны, как сценаристы смешной трэш-дилогии "Тихое место") действительно сняты с такой любовью к классикам приключенческой фантастики вроде Гаррисона, Гамильтона и Шекли, что впору сказать: "Ну нифига ж себе! И не знал, что кто-то на такое сегодня еще горазд!".
Причем и бюджет у беко-вудсовой картины достойный для 1,5-часового хронометража (45 млн. $), и "история со смыслом" в неё помимо стрельбы/беготни заложена, и сами "бегуны" выразительно сыграны Адамом Драйвером и 15-летней Арианой Гринблатт, и спецэффекты выглядят глазоприятно.
А то, что мудролобые критики вскричали дружно: "Фи! А где же в "65" хотя бы одна оригинальная идея?!" - так и черт бы с ними. И с критиками, и с этими идеями. Ибо в качестве оммажа боевой фантастике 20 века фильм получился очень даже симпатичный, а иных целей его создатели явно не преследовали.
Так какие к ним еще могут быть претензии?
Загадку своего названия "65" объяснит в тот же миг, когда оно возникнет на вашем экране. Всё просто: время действия местного сюжета - за 65 млн. лет до нашей эры.
Да ладно? И только-то? А мы уж было такого себе навоображали, начиная от телефонного кода Сингапура и заканчивая нынешними "сапфировыми" юбилеями Гари Олдмана и Вигго Мортенсена (оба родились в 1958 г.)!
Впрочем, стартует эта история далековато от тех мест, где принято такое летоисчисление - на далекой-далекой от Земли планете Варонежис Сомарис. Где тем не менее живут столь же "прастыи льуди" (© "Красная жара"), как на современной Земле. Разве что простые лишь внешне, а во всём остальном они уже довольно сложны. Потому что освоили межгалактические странствия и теперь носятся повсюду на своих звездолетах, колонизируя иные миры, а также на дачу или рыбалку.
Не, ну могут позволить себе выпендриваться перед соседями, чо!
Миллс (Драйвер) - один из таких пилотов, летающий по космосу и зарабатывающий деньги на лечение больной дочери. И вот он отчаливает в новую загран-галактическую командировку с экспедицией, решившей что-то там где-то там исследовать. Но поскольку лететь им далеко и долго, а колоду карт они с собой не прихватили, все на борту, кроме Миллса, погрузились со скуки в анабиозные капсулы и теперь мирно дрыхнут.
Жаль, но проснуться большинству из них уже не придется.
Надо заметить, что поначалу Миллс не собирался садиться на Землю Мелового периода. Ни жестко, ни мягко, ни вообще. Он даже не знал о её существовании, поскольку не имел дурацкой привычки таращиться в иллюминаторы на неизвестные планеты, мимо которых пролетал.
К несчастью, именно рядом с Землей кораблик Миллса врезался в облако астероидов. Где был ими настолько потрепан, что у пилота не осталось выбора, кроме как больно падать на ближайшую планету.
Новости после жесткого приземления были неутешительные.
Сначала Миллс подумал, что в живых остался только он один. После чего, не мудрствуя лукаво, решил с горя застрелиться...
...Но, помудрствовав лукаво, всё же расхотел это делать. Тем более воздухом на "аварийной" планете можно было дышать без скафандра - это ли не благой знак свыше? А то, что во мраке в кустах кто-то кем-то всё время подозрительно хрустел и чавкал, не беда. Из бластера ведь можно не только себе в лоб стрелять, но и по окружающим врагам. Причем второе занятие будет уж точно азартнее и полезнее для здоровья.
И хорошо, что Миллс передумал отбрасывать свои космические боты.
Не успел он толком осмотреться, как вдруг обнаружил поблизости еще одну живую душу - чудом уцелевшую в своей капсуле, девочку-подростка Коа (Гринблатт). Разве что говорящую на незнакомом Миллсу языке (его голосовой кибер-переводчик, как назло, сломался), но зато целую, невредимую и не нуждающуюся в няньке. Разве только в телохранителе, но это нормально. Здесь, на хрустяще-чавкающей планете, телохранитель не только Коа, но и самому Миллсу не помешал бы.
А когда дуэт будущих приключенцев наконец-то сформировался, тут еще одна хорошая новость подоспела.
Оказывается, та часть корабля, к которой крепилась спасательная звездошлюпка, упала не шибко далеко от этой. Всего в 12 километрах, как сказал Миллс. Забыв, правда, что "километры" на Земле изобретут еще не скоро, ну да ладно - сболтнул лишнего, с кем не бывает?
Как бы то ни было, но для борцов за собственные жизни Миллса и Коа это была "шаговая доступность". А значит туда-то они и потопают и заодно своё любопытство наконец-то утолят. То есть выяснят, кто это их всё время троллит из кустов мерзкими звуками - блин, ну реально достала чавкающая сволочь, аж спасу нет!..
***
В общем, кристально чистое, как ностальгическая слеза седовласого любителя фантастики, космо-фантастическое приключалово. И больше - ничего лишнего, а тем паче мутно-артхаусного.
Смотрится такое без малейшего напряжения, как нервов, так и мозговых извилин, но в этом его и прелесть: улегся на диван перед телевизором, расслабился... И - отдыхай себе на здоровье, а напрягаются пусть герои фильма, чай всё равно они выдуманные.
Поэтому наезды зануд-критиков на "65" лично я решительно не понимаю. Чего дое... докопались-то до хорошего 100% олдскульного фант. боевика? Лучше скажите спасибо, что это не очередная постылая комиксятина - вот где действительно полный швах и аллес капут в плане новых идей. А в фантастике вроде "65", отдающей дань классикам жанра, здоровый консерватизм - это нормально, тем более, что абсолютно вторичной картина Бека и Вудса тоже не выглядит.
P. S. Забавный "косяк" был в варианте дубляжа, что мне попался (как звучало по-английски, не знаю).
Пытаясь на Земле наладить общение с Као, Миллс объясняет ей знаками, проговаривая вслух: "Здесь много злых инопланетян!". И имея в виду, разумеется, окрестных динозавров.
То, что инопланетян здесь гораздо меньше - всего двое, - до Миллса почему-то так и не дошло.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):