(1988, США)
Интересно, стала бы эта классика голливудской киноклюквы настолько знаменитой и любимой в СССР/России, кабы в ней не играл бешено популярный тогда Арнольд Густавович Шварценеггер? Вот уж вряд ли. Все-таки это Шварц «делает» процентов 90 этой картины, и замени его любым другим актёром уже не с такой монументальной харизмой, о «Красной жаре» сегодня помнили бы разве что одни поклонники Джеймса Белуши. Которых, само собой, насчитывается в мире на порядок меньше, нежели поклонников легендарного Австрийского Дуба.
Сам факт, что в те годы Арнольд вдруг сыграл русского, да вдобавок крутого и хорошего, растрогал всех клюквоненавистников и смягчил их гнев. Настолько, что они даже не стали выплескивать на «Красную жару» дежурные ведра помоев, в которых те же второй и третий «Рэмбо» были выкупаны тогда по полной программе. Более того, все здешние диалоги и ругань на «чьисто рьюсском йазыке» были растасканы на цитаты, оказавшиеся невероятно живучими. Особенно матюки главаря советской наркомафии Виктора Руставили (Эд О’Росс). Ну, по крайней мере, многие из тех, кто жил в Эпоху Видеосалонов, помнят эти уморительные фразочки, помнят, откуда они взяты, и даже сами не прочь использовать их по назначению, когда это уместно.
Больше всего, конечно, «вставляет» российского зрителя завязка фильма, демонстрирующая нам жестокую «бандитскую Москву», пусть даже все эти сцены, кроме парочки из них, снимались не у нас, а в Будапеште. Количество сюжетного безумия в первую четверть часа «Красной жары» просто зашкаливает. Вот сразу после начальных титров (тоже, кстати, прикольных, сделанных в духе этакой псевдокириллицы) капитан советской милиции Иван Данко заходит в совершенно нелепое место - гибрид бани и «качалки». Нет, серьезно, это вовсе не сауна при спортзале, как можно подумать. Это натуральный гибрид спортзала и сауны: одни посетители развалились на лавках и парятся, другие тут же рядом с ними тягают в пару штанги, а в углу качок-кочегар побрасывает лопатой уголь в котёл. Впрочем, устроено это лишь для того, чтобы показать нам, зрителям, грозный и потный торс Шварца, который был в ту пору еще в превосходной физической форме и любил позировать на камеру.
Дальше - еще убойнее. Какие-то азиаты, главарь которых назван в титрах э-э-э... Монгольским Хиппи (SIC!) говорят Данко, что он... не литейщик (???), на что в ответ Иван берет голой рукой с каменки раскаленный булыжник. А затем начинает бить морды монголам, хотя мог бы заняться этим сразу же, ничего им не доказывая и не обжигая руки. Потом капитан с каким-то уже не-монголом вылетают голые из окна в сугроб, катятся по склону, продолжая колошматить друг друга, но хороший качок, разумеется, побеждает и выясняет у плохого качка, где прячется главный злодей Витёк.
Первая охота Данко на Роставили ныне уже вошла в историю боевиков. В прокуренный кабак, где гуляет с помятыми шмарами самый крутой наркобарон Советского Союза, заходит шкафообразный мент, челюстью которого можно запросто гнуть рельсы. Никто, однако, не очкует и не торопится улизнуть через черный ход, хотя за то время, что капитан вразвалочку шагает по залу, от него успела бы удрать даже обколотая транквилизаторами черепаха. Далее следует умопомрачительный в своей трешевости диалог Ивана и Витька на адски ломаном русском языке, в финале которого первый отламывает деревянную ногу какому-то инвалиду и высыпает из нее перед бандитами на стол килограмм кокаина. Только теперь бандиты ударяются в кипеш и разбегаются как тараканы. В ходе облавы Данко мочит кореша Роставили, а тот убивает напарника Данко и скрывается, чтобы затем всплыть уже в Соединенных Штатах. Куда и направляется Иван после того, как хоронит напарника под пафосную музыку из революционной песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой»...
***
В общем, когда действие картины перебирается наконец в Чикаго, она становится уже не такой гомерически смешной. Но всё равно не перестает раз за разом подбрасывать нам забавные сюрпризы и словесные перлы. Также любопытно было встретить здесь в эпизодических ролях наших тогда еще живых актеров-иммигрантов Савелия Крамарова и Олега Видова, которые в компании со Шварцем прямо-таки рвали все шаблоны и стереотипы. Ну а в завершение хочется добавить, что сделавший «Красную жару», ныне уже старенький Уолтер Хилл не так давно вновь тряхнул стариной и снял похожий на неё по духу олдскульный боевик со Сталлоне «Bullet to the Head», получивший в нашем прокате под шумок дурацкое название «Неудержимый». Который, увы, прошел у нас почти незамеченным, хотя и был снят на добротном хилловском уровне, с той же дозой здорового безумия и таким же крутым героем во главе сюжета.