В средневековых рукописях есть множество изображений кроликов, вооруженных мечами, щитами и другим оружием, нападающих на людей и собак. Эти изображения не должны были восприниматься всерьез, а скорее, как шутливый поворот к обычному изображению животных в рукописях. Хотя современным зрителям это может показаться странным, эти жестокие изображения кроликов были распространенным мотивом в средневековом искусстве и литературе.
Происхождение этого причудливого мотива не совсем ясно, но считается, что он появился в XIII веке во Франции. По одной из версий, эти изображения были пародией на героические и рыцарские темы, популярные в средневековом искусстве и литературе. Изображая кроликов, обычно безобидных и не представляющих угрозы животных, в виде жестоких и агрессивных воинов, художники, возможно, подшучивали над чрезмерной популярностью героических сказаний того времени.
Согласно другой теории, кролик был выбран как символ плодородия и мужественности, а агрессивные образы должны были передать идею о том, что даже самые невинные на вид существа могут быть способны на агрессию и отпору.
Независимо от происхождения, изображения кровожадных кроликов быстро стали популярным мотивом в средневековых рукописях. В одних примерах кролики изображены в полном вооружении, вступающие в бой с мечами и щитами, в других - нападающие на незадачливых людей и собак с острыми когтями и зубами.
Несмотря на юмористическую направленность, жестокие изображения кроликов имели некоторые реальные последствия. В 14 веке группа крестьян во Фландрии восстала против своих феодалов, приняв кролика как символ сопротивления. Известные как "кролики" или "зайцы", эти повстанцы вели жестокую кампанию против правящего класса, используя партизанскую тактику и вселяя страх в сердца своих врагов. Хотя их восстание в конечном итоге провалилось, "кролики" стали символом сопротивления и восстания в средневековом фольклоре.
Сегодня мотив агрессивного кролика остается интересным и несколько загадочным аспектом средневекового искусства и культуры. Он служит напоминанием о том, что юмор и сатира издавна были важными элементами художественного выражения, даже в самые мрачные и серьезные времена.