Поймала довольно редкий спектакль репертуарной афиши калининградского драматического – «Бульвар заходящего солнца» по пьесе драматурга Артёма Бруно и сюжету трижды оскароносного фильма. Режиссёр Вячеслав Виттих очень грамотно использовал приём видеотрансляции на сцене, превратив рассказ о закулисье Голливуда и трагедии погасших звёзд в съемки фильма. Это «кино о кино» коварно играет со зрительским восприятием, предлагая возможность альтернативной концовки известной истории – а вдруг забытая звезда немого кино Норма Десмонд вовсе не убила безвестного сценариста Джо Гиллиса, и вся драма – только сценарий разыгрывающегося на наших глазах фильма. Титры, бегущие по заднику-экрану в финале спектакля, добавляют ощущения, что вообще-то зрители находились на съемочной площадке. Но волчка, чтобы проверить реальность, как в фильме Нолана, у нас нет. А значит, нарратив мертвеца, как и в известном фильме, не менее вероятен.
Отсылок к кинокартине здесь много, включая чуть модернизированный логотип в виде полузатянутого ремня с названием картины. В спектакле он изображен на подиуме, видеокамера хватает кадр сверху и проекция отражается на огромном экране-заднике. Камеры здесь работают на протяжении всего спектакля, снимая с нескольких точек. Приём давно не новый, но в данном случае максимально оправданный. Однако, крупные планы и постоянное нахождение в кадре требуют от актеров постоянной повышенной концентрации и внимания к мельчайшим деталям – включая артикуляцию. Не меньшей внимательности этот прием требует от операторов – камера должна успевать за объектами, иначе получается невнятная картинка с выхваченными спинами и ногами, когда герои встают на крупном плане. От режиссера этот прием тоже требует внимательности и аккуратности исполнения – когда актеры частично перекрывают трансляцию собой, «оказываясь» то на лице, то на плече героев, которых снимает камера, или когда стойка микрофона неудачно режет кадр – возникает ощущение небрежности.
Сам спектакль тягучий, поглощающий и повествовательный. Пространство мультиреально: локации обозначены условно – зонами, мебелью. Статичная декорация и движущаяся картинка на заднике-экране дополняют друг друга. Точно и чётко создает образ забытой стареющий претенциозной звезды Нормы Десмонд актриса Надежда Ильина, превращая яркость героини в яд безумия. Эффектно срабатывает сцена убийства Джо – бассейн неожиданно оказывается под тем самым подиумом с логотипом из фильма. Но зрители до последнего шага героя не подозревают, что поднятый подиум скрывал воду – и потому резкое падение героя и подсвеченные красным светом брызги воды вызывают бурные аплодисменты в зале. Это красиво. Но от полноценного нуара режиссёр всё же будто пытается бежать, в том числе намёком на хэппи-энд. И вряд ли ему это удается лучше, чем Джо Гиллису.
Фото – Г.Филиппович