Рязанцам невероятно повезло – наших рек еще пока не коснулась в полной мере рука индустриализации и урбанизации. Они не испещрены трубами великих заводов, не закованы в кандалы городских каналов. Они дышат и живут рядом с нами. И нам пока ничего не стоит ощущать их живительную силу. И мы тянемся к ним, потому что это часть нас – как кровь, текущая по венам нашей Родины-матери.
По заливным лугам
Большая вода обычно приходит к нам в апреле. В этом году было много снега и практически не было глубоких оттепелей, что не давало растаять снегу до конца, создавая глобальные проблемы для городских коммунальных служб. Лед на тротуарах был провозглашен главной причиной всех бед этой зимы и даже по традиции «прославил» наш город на всю Россию. Ледоход стартовал в конце марта, и далее события развивались стремительно: весь лед с реки ушел за два-три дня, и после этого город замер в ожидании воды. И в первых числах апреля МЧС официально и физически (с помощью бетонных блоков) закрыло проезд на Окском шоссе. Вода стала прибывать.
Если вспомнить фотографии Прокудина-Горского, в дни великого рязанского половодья Трубеж – узкая речка у кремлевского холма – превращалась в полноводную городскую гавань, заставленную лодками и кораблями. Сегодня же все изменилось, наша экономика уже не так зависит от речного флота. Теперь у нас в почете туризм, и поплыли по рязанскому морю многочисленные сап-серфы с горожанами и гостями города.
«Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же, как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей», – так в своем рассказе «Мещерская сторона» К.Г. Паустовский описывал рязанскую пойму. И если в былые времена приобщиться к этой красоте могли лишь немногочисленные «речники», которые в той или иной мере работали рядом или на самой Оке, то в последние годы ситуация изменилась. В новом тысячелетии красотой Рязанского моря стали наслаждаться с аэростатов, в последние несколько лет – через экраны мобильных телефонов, подключенных к БПЛА. А трендом этого года стали небольшие надувные доски – сапы, на которых любой человек может прикоснуться к впечатляющей сказке рязанского моря в буквальном смысле этого слова своими руками!
Самое главное, что притягивает в возможности отправиться в путь на надувной доске по привычным местам в городе и его окрестностях – это возможность в какой-то мере выйти за грани обыденности. При этом достаточно легко и просто, ведь сплав на сапе доступен каждому. Не нужно быть каким-то спортсменом или продвинутым любителем такого развлечения, не нужно дорогой экипировки. И вот ты уже стоишь у ворот Лесопарка. Еще вчера ты неспешно гулял здесь прогулочным шагом или задорно бегал утренний кросс, а теперь ты плывешь. И кажется в этот миг, что все что было привычным, уже сегодня, как в другом измерении, где-то далеко от тебя. Теперь ты один на один с водой.
Вода в половодье прозрачная, чистая, и видны под ней дорожки асфальта. И в этот момент ты ловишь то самое состояние потока, в котором все проблемы и сложности обычной жизни отходят на второй план. Живительная сила нашей реки напитывает нас.
На другом берегу
Но ничто не вечно в этом мире. И вот уже большая вода уходит. В понедельник открыли для транспорта Окский проезд, а в Лесопарке скоро вновь можно будет гулять и бегать. Ока и Трубеж вернутся в свои привычные русла, а мы продолжим жить рядом с ними, как всегда.
К хорошему быстро привыкаешь, но часто привычка приводит к тому, что перестаешь это ценить. Так и с нашими реками. Согласно отчету Росприроднадзора за прошедший год, в Рязанской области было выброшено 83 380 тонн загрязняющих веществ, из них 11 779 тонн твердых и 71 601 газообразных и жидких, попавших преимущественно в почвы и реки.
Для сравнения, в 2022 году в соседней Владимирской области количество выбросов составило 73 281 тонну, в Тульской области – 109 954 тонны, в Московской области – 168 746 тонн, в Москве – 64 666 тонн.
Таким образом, хоть наши главные реки и выглядят все еще достаточно естественными, внутренняя их составляющая далека от идеала. За прошедший год в них попало 12 981 тонна диоксида серы, 10 867 тонн оксида углерода, 18 631 тонна оксида азота (в пересчете на NO2), 18 202 тонны углеводородов (без летучих органических соединений). Анализ количества выбросов по отраслям показал, что наибольшие значения показали производство прочей неметаллической минеральной продукции – 22 627 тонн, производство кокса и нефтепродуктов – 17 328 тонн, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 16 302 тонны.
Цифры впечатляют, и последствия будут. Выбирать между дальнейшей индустриализацией рязанских рек и развитием туристического потенциала все равно придется. Больше 70% процентов всей протяженности главного туристического маршрута, который планируется проложить в областном центре, проходит по дну рязанского моря, через Лесопарк, Торговый городок, Рязанский кремль и поселок Остров, набережные Оки и Трубежа. И если после недавнего визита премьер-министра Михаила Мишустина, который одобрил создание этого маршрута и даже обещал помощь Правительства РФ в его благоустройстве, деньги найдутся, то что делать с качеством самих водных ресурсов в областном центре, пока не совсем ясно.
К сожалению, экологическая повестка не нашла своего отражения ни в докладе губернатора по итогам работы правительства в прошлом году, ни в многочисленных проектах благоустройства и улучшения качества жизни в городе Рязани на этот год. Мы можем сколько угодно восторгаться красотой нашего рязанского моря, но что будет, когда мы его потеряем?
Александр Джафаров
Фото рязанской группы SUP-серфинга «Встань и Греби»
Друзья, уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь и ставьте лайк!
Читайте другие статьи Александра Джафарова:
#рязань #рязанские ведомости