Найти в Дзене
Gudim.

Сколько зарабатывает интернет-художник?

Оглавление

Профессия "художник"

Сначала я думал причислить себя к интернет-художникам, и рассказать о том, что вообще-то существует большая разница между художниками в классическом понимании и интернет-художниками, но чем глубже я погружался в тему сравнения, тем грустнее я становился от бесполезно потраченного времени. Я буду называть себя художником ( чтобы не было путаницы), и в качестве введения несколько штрихов из биографии:

создаю комиксы и иллюстрации более 9 лет, художественного образования не имею.

Если ты просто любопытный человек, которому интересно узнать подробности о незнакомой профессии, или тот, кто романтизирует эту профессию, делает в ней первые шаги, или, возможно, родитель того, кто хочет делать в ней первые шаги, то тебе должно быть любопытно узнать ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого: "Сколько можно заработать творчеством?"

Как будем считать?

Давайте договоримся считать меня среднестатистическим примером ( бывает лучше, но и хуже тоже бывает), а выручку будем считать в 1 МЗА ( одна месячная зарплата айтишника - это непостоянная величина, которую я буду округлять в большую или меньшую сторону. Введена т.к. я не могу разглашать финансовые детали некоторых контрактов, но вы сможете представлять порядки расценок).

ойтешник
ойтешник

Далее я постараюсь разобрать основные способы монетизации творчества и поделюсь личным опытом по каждому.


Введение 2

Чтобы начать задумываться о материальной компенсации своих временных затрат любому начинающему художнику необходимо набрать свою аудиторию. Аудитория напрямую влияет и на охват ваших постов, и на интерес к вашей персоне со стороны рекламодателей.

В далекие 201х, когда в социальных сетях ещё не было умных лент, я продвигал свои рисунки добавляя к постам огромное количество хештегов, рассылал их по крупным сообществам, которые изредка публиковали меня ( без указания авторства).

хештеги. это ещё мало.
хештеги. это ещё мало.

Сейчас алгоритмы продвижения работают иначе ( никто не знает как, но ИНАЧЕ), и вам предстоит разобраться в них и в качестве своего контента, если вы хотите собрать своих первых и самых верных подписчиков.


И вот, перед вами ваши первые х000 читателей, и вы хотите делать для них контент еще чаще и лучше, но между вами садится один голодный кот, и вы понимаете, что его тоже надо на что-то кормить. Вы предпринимаете первый решительный шаг...

Добровольные пожертвования

Да, вы просто напрямую просите аудиторию поддержать ваше творчество. Boosty, Patreon, Vk Donut и др. - это сервисы, где вы предлагаете своим подписчикам дополнительный контент, а они за это платят. Плюсы и минусы этого способа монетизации:

Плюсы: платят
Минусы: дополнительный контент

Лично для меня перестроиться на новый график публикации и увеличить частоту постов оказалось крайне трудно + испытываешь постоянное чувство тревоги от того, что делаешь недостаточно эксклюзивного контента, " не достаточно окупаешь затраты на свое содержание")) На пике мне удалось собрать аудиторию около ~200 человек, поддерживающих мое творчество на Patreon и около 30 человек в ВК Donut. К сожалению, я не смог удерживать интерес людей достаточно долго ( и не мог гарантировать контент по графику), и это число постепенно сокращалось ( но остались самые хардкорные болельщики, салют!).

В данном способе монетизации я точно не тот, с кого надо брать пример, потому что некоторые авторы умудряются отсылать своим подписчикам открытки ( что, на мой взгляд, должно отнимать вообще все время творчества), либо просто у них настолько преданная и огромная фанбаза, что они рады быть причастными к твоему творчеству про котиков и собачунь ( например,
Pet Foolery, количество платных подписчиков которого достигает несколько тысяч человек)

$$$
$$$

Этот способ монетизации приносил мне около 1 МЗА ( одной месячной зарплаты айтишника) в год.

Партнерские программа

Ещё один способ монетизации - это партнерская программа. Она точно существует в ВК и тут, в Дзене ( ͡° ͜ʖ ͡°). Вкратце, вы получаете деньги за то, что подписчики смотрят ваши публикации, а вместе с ними записи от рекламодателей. Плюсы и минусы этого способа монетизации:

Плюсы: монетизация
Минусы: сильная зависимость количества прибыли от алгоритмов и количества аудитории


Для меня данный опыт монетизации скорее успешен: я могу просто творить в комфортном для себя графике и получать отчисления с просмотров. Хочу похвалить ВК и Дзен за то, что подобная возможность монетизации вообще существует (привет инстаграму и твиттеру без монетизации и с платной верификацией). К сожалению, есть и минусы: правила партнерской программы могут меняться ( тебя даже могут отключить от неё), твои посты могут получать маленькие охваты (привет, алгоритмы) и твой котик будет голодать.

Этот способ монетизации приносил мне около 1 МЗА ( одной месячной зарплаты айтишника) в год.

Рекламные интеграции

Рекламные агенства могут выходить на тебя с коммерческими заказами. Это может быть просто иллюстрация ( так как им нравится твой стиль) или иллюстраиция и размещение в твоих социальных сетях. Плюсы и минусы этого способа монетизации:

Плюсы: возможность поработать с крутыми брендами / деньги
Минусы: очень многое зависит от ситуации на рекламном рынке

Для меня данный опыт монетизации творчества скорее позитивный, но есть нюансы. Мне проще вспомнить для кого я не рисовал на коммерческой основе, чем рисовал, но нужно понимать, что не все заказчики готовы дать тебе творческую свободу. Зачатую нужно искать компромисы, и понимать, что то, какая будет финальная версия вашей коллаборации, определяет заказчик. Добавим к этому комментарии аудитории в духе "продался, прогнулся, скатился", а также возмущения относительно бренда (кстати, приведите примеры брендов, у которых идеальная репутация, судя по комментариям к любому рекламному посту - таких нет). Не забуду упомянть и ситуацию в мире и на рынке, которые напрямую влияют на количество коммерческих заказов.

Из примеров масштабных и удачных коллабораций вспоминаю
Азбуку Самоизоляции, где я рисовал иллюстрации о самоизоляции (помните, была такая) на каждую из букв алфавита.

каеф
каеф

Этот способ монетизации приносил мне около 4 МЗА ( четырех месячных зарплат айтишника) в год.

Продажа товаров

Цифровые рисунки неосязаемы, поэтому нужно добавить к ним какую-то физическую оболочку, чтобы они начали иметь ценность ( или сделать NFT (RIP)). Загружать свои принты на онлайн-магазины одежды или самому заниматься производством - вот два пути, которыми можно идти. Плюсы и минусы этого способа монетизации:

Плюсы: это может быть красиво и прибыльно
Минусы: коробки с непроданным мерчом у тебя в однушке

Вы можете знать, что я рисовал принты ещё до того, как стал рисовать комиксы. У меня была стабильная работа в офисе, так что заработок с футболок в виде 1 рубля в год был лишь бонусом. Спустя время, я понял, что иметь 1 рубль с продажи 100 млн. футболок - не очень выгодный расклад (произошло небольшое утри́рование) + нет возможности контроля качества продукции.

В это время черные футболки с отделкой унисекс, смешная футболка с принтом «утопание» спокойно продавались на алиэкспресс, принося мне дополнительные нуль рублей.

вот они слева направо
вот они слева направо

С другой стороны, заниматься собственным производством - рискованная затея (известно ли тебе сколько футболок размера М будет продано? а если они будут темно-синие?). Конечно, можно идти дальше, открывать физический магазин и становиться бизнесменом, но мы так совсем далеко уйдём от творчества.

Как итог, я не могу являться ориентиром в данном способе заработка. За всё время продажи мерча мне удалось заработать 1-2 МЗА ( одну-две месячные зарплаты айтишника). Забыл упомянуть, что можно продавать картины, и даже можно приблизиться к 1 МЗА ( одной месячной зарплате айтишника) за картину.

Продажа книг

По факту это можно отнести к производству мерча, но почему-то выпуск собственной книги является отдельной целью для некоторых людей. И тут есть реально удачные примеры в виде Extra Fabulous Comics, которому удалось собрать почти $500 000 на выпуск своей книги с помощью краудфандинга, и есть я)

Плюсы: смотрите, у меня вышла книга!!!
Минусы: нет

Способ заработка на выпуске книги во многом зависит от условий, прописанных в контракте. Это может быть фиксированная сумма или процент с продаж. По опыту скажу, что лучше, чтобы было и то, и то. Очень многое зависит от маркетинга и каналов продаж. На данный момент у меня есть 4 книги моего авторства ( две в Китае, одна в России и одна в США), и я вижу прямую корреляцию между масштабами издателя и масштабами продаж. Нужно понимать, что маленький издатель имеет ограниченные ресурсы продвижения, и быть готовым самостоятельно продвигать продукт. А большой издатель вряд ли выйдет на вас, если не будет уверен, что есть достаточное количество желающих приобрести книгу вашего авторства.

еду на тренинг по личностному росту
еду на тренинг по личностному росту

За книгу в России я выручил около 0,5 МЗА ( ноль пять месячных зарплаты айтишника), за книгу в США около 0,1 МЗА ( ноль одной месячных зарплаты айтишника) и за книгу в Китае около 4 МЗА ( четыре месячных зарплаты айтишника).

Выставки

Если есть картины, которые продаются, то тут и до выставки рукой подать, но куда же без но) Рассматривать выставку как способ заработка я бы не стал вообще, скорее, как пункт в несуществующее портфолио или просто возможность подсветить свое творчество. Плюсы и минусы этого способа монетизации:

Плюсы: приходите на МОЮ выставку
Минусы: за месяцы подготовки к выставке выспаться не получится

За моими плечами две выставки в Москве и одна в Санкт-Петербурге. Каждую из них я вспоминаю с большой теплотой, несмотря на все трудности. А трудностей много: выбор галереи (размещение во многих платное и доходит до 1 000 000 р в месяц, но я такие даже не рассматривал), создание картин, транспортировка картин, создание концепции, обсуждение концепции, решение всех организационных вопросов и т.д.

чудесная выставка в Анненкирхе, Санкт-Петербург
чудесная выставка в Анненкирхе, Санкт-Петербург

Окупить данные выставки мне удавалось с помощью продажи картин, так что мой заработок в этой категории около 0 МЗА ( нуля месячных зарплат айтишника).


Прочее

Существуют всякие неожиданные способы монетизации, такие как, например, передача прав на свои рисунки. С ним я сталкивался всего пару раз, но он приятен тем, что для него почти ничего не нужно делать. Например, распространять все мои рисунки в Китае имеет право только одна компания (любопытный факт, который соседствует с пиратскими футболками с алиэкспресс). А ещё однажды я выиграл суд за использование моего рисунка в газете.


Вывод?

Уверен, что будут появляться новые способы монетизации, а какие-то старые будут отмирать за ненадобностью. Вывод такой, что в творчество явно не стоит идти ради денег. Все 9 лет моей "творческой карьеры" говорят о том, что путь художника весьма сложен и тернист, идет через работу почти каждый день, без выходных и порой вообще не приносит прибыли. Зато он может приносить особый тип радости, который не приносит ни что другое в этом мире.

Вообще, я не хотел вам сказать о том, что "о, смотрите, как я много зарабатываю!!!сперва добейся1.!!!" или о том, что "помогити я нищий рисую за копецки плак", я просто знаю, что многим людям интересна тема денег, и поэтому вам будет любопытно дочитать эту статью до конца ( а мне капнет на счёт 0.00001 МЗА с партнёрки Дзена:)