Найти в Дзене
Группа «Акрон»

Огромное небо – одно на двоих

Оглавление

На счету акроновского отряда «Сокол» тысячи найденных останков бойцов РККА и десятки поднятых самолетов с порой пронзительными историями поиска близких. Недавно случилась как раз такая – о долгом пути к родным пилотов не вернувшегося с задания ночного бомбардировщика. Давайте вспомним.

Туман, туман...

Рождаются и тают столетия, редеют ряды живых свидетелей горьких военных лет. Но счет тех, кто лежит безымянными в земле, все еще велик. Поэтому их дети, внуки каждый год уходят в лес, чтобы отдать долг памяти. Пусть те, кому эти слова кажутся выспренними, придут и спросят поисковиков «Сокола», по осколкам и клочкам достающих бойцов из черного болота забвения…

Февраль 2019 г. Срочный сбор команды химиков, причастной к поиску. Поднят самолет. Два летчика с документами. Данные читаются. Задача – найти родственников. Дальнейшее лишь подтвердило слова Сент-Экзюпери – глаза слепы, искать надо сердцем. Вводные: из Замошского болота группа «Сокола» под руководством Евгения Антипова подняла фрагменты биплана Р-Z №1981 с останками. Это была не первая попытка «взять» самолет, но именно она стала удачной. Были обнаружены удивительно хорошо сохранившиеся личные документы, фотографии друзей. Болото вернуло имена пилотов 673-го ночного бомбардировочного авиаполка: лейтенанта Михаила Зайченко и младшего лейтенанта Михаила Ковалева. Обоим было по 23 года. Экипаж, как и еще два, не вернулся с боевого задания 22 января 1942 года. Полк, который базировался в деревне Веребье Маловишерского района, был выбит почти полностью и весной 42-го года переформирован в штурмовой.

Всем-всем-всем!

От Сибири до Харькова полетели письма, запросы, телефонные звонки. Подключились донские казаки и телевизионщики, поисковики России и Украины, просто неравнодушный люд. Информация в ЛНР и ДНР уже тогда добывалась в прифронтовых условиях. Посыпались отклики, репосты, вопросы. Это единство вдохновляло. Поначалу поиск ничего не дал, кроме робкой надежды на однофамильцев. В донесениях хватало досадных ошибок: Харцызск был Харуйзском, а хутор Перегной – Прочным. Но всем ищущим не хотелось, чтобы оба Михаила, выйдя из забвения, вновь в него ушли. И тут в бой вступили профессиональные розыскники «Акрона». Сестры Светлана Голубева и Наталья Рычко погрузились в поиск родственников буквально с головой.

– Отправными точками стали удостоверение Зайченко об окончании авиаучилища и комсомольский билет Ковалева. Отсмотрели учетные карточки в ЦАМО, составили канву поиска. Решили начать с места рождения, – рассказала Светлана Голубева. – Написали письма в хутор Прогной, изучили метрические книги, направили запросы в ЗАГСы, администрации, военкоматы. И, конечно, в соцсети, которые вскипели тысячами просмотров.

– По Зайченко ничего найти не удалось. И вдруг… однофамилец с таким же отчеством, как у пилота, Кириллович. Смутило, что разные матери, – подключается Наталья Рычко. – Предположение, что братья от разных браков, подтвердилось. Искать было трудно, архивы в ЛНР и ДНР труднодоступны. В итоге сработали соцсети. Отозвались девушки, оказалось, потомки. Дальнейшее было вопросом времени. Вышли на связь с двоюродными племянниками Ковалева. Удивительно, но один из них стал боевым летчиком. По Михаилу Зайченко отозвались внуки родного брата Ивана. Говорят, были ошеломлены, что историческая цепь замкнулась.

М-и-и-и-р вашему дому

Все уставшие, но довольные – команда справилась. Народный музей «Акрона» принимает долгожданных гостей. Родственникам передают фрагменты самолета – на память. Долгий разговор у стендов музея под макетом биплана Р-Z. Нина Кваша, двоюродная племянница Ковалева приехала из Рязани с мужем. Волнуясь, говорит, что портрет деда висел на стене, но никто не знал, где он погиб. И вот…

– С момента, как сообщили, живу в каком-то приподнятом состоянии. Словно родину любить стала больше после этого. Такие здесь люди, кланяюсь им в пояс! Плакать хочется от радости, видя такой энтузиазм. Здорово, что вы есть.

– Многие советуют. Мало, кто делает, – присоединяется к разговору Михаил Зайченко, внучатый племянник пилота. – Когда сестра прислала сообщение, раз пять перечитал. В свое время военная история семьи была утеряна. Позвонил маме, она прямо воспряла, стала искать фото. Увидели, как поднимался самолет – что-то нереальное. Спасибо, что спустя 77 лет помогли завершить прерванный полет деда!

Апрель. Мясной Бор. Звучит православная молитва. Под воинский салют останки «вернувшихся из боя» предают земле. На захоронение вместе с сыном чудом смог приехать генерал-лейтенант ВКС России, двоюродный племянник пилота Ковалева Сергей Дронов.

– Любой поисковик счастлив тогда, когда находятся родственники погибших. Я очень рад, что нам все удалось, что обнаруженный «Соколом» экипаж был похоронен в присутствии членов семей. Мы выполнили свой долг, и на душе спокойно и радостно, – сказал на церемонии рулевой всего поискового процесса Владимир Гавриков.

Жизнь продолжается, и пусть эпилогом этой истории станут слова великого русского барда: «И я попрошу Бога, Духа и Сына, чтоб выполнил волю мою: пусть вечно мой друг защищает мне спину, как в этом последнем бою…»

P.S. Чуть позже Нина Кваша, двоюродная племянница штурмана Михаила Ковалева написала на «Акрон» большое письмо, где рассказала какое счастье испытала узнав, что ее дядя больше не числится в списках пропавших без вести.

Огромная благодарность акроновцам – кланяюсь им в пояс за их неравнодушие и искренний энтузиазм. Огромную работу проделали члены военно-патриотического клуба «Сокол». Спасибо за ваше уважение к героическому прошлому и памяти тех, кто погиб во имя жизни. Радушие сотрудников ПАО «Акрон», теплота приема и общения надолго останутся в памяти родственников экипажа самолета Р-Z № 1981.

#АКРОН #СОКОЛ55 #ВЕЛИКИЙНОВОГОРОД #ИСТОРИЯ #ПоисковыйКлубСокол

✔ Подписывайтесь на наш канал.