Найти тему
История живописи

"Зреет рожь над жаркой нивой" в русской живописи

Помнится, еще в середине весны я представлял вам подборку полотен с видами русских просторов и полей, засеянных рожью:

Давно это было и, пожалуй, сегодня неплохой день для того, чтобы эту тему продолжить, тем более, что летнее время года способствует, так сказать, полноте восприятия подобных сюжетов.

С вступлениями на этом закончим и приступим собственно к картинам. Начнем сегодня с художника, известного совсем другими полотнами, причем, честно говоря, я бы не угадал автора просто глядя на картину, на мой взгляд, она совсем не типична для Архипа Ивановича Куинджи:

"Степь. Нива", А.И. Куинджи, 1875. Ярославский художественный музей.
"Степь. Нива", А.И. Куинджи, 1875. Ярославский художественный музей.

Вероятнее всего, перед нами малороссийские просторы, которые так любил изображать художник (напомню, что он родился в Мариуполе), и что точно характерно для Куинджи на этом пейзаже - так это низкий горизонт, чтобы мы могли вдоволь насладиться бесконечным небом с перисто-кучевыми облаками.

Далее у нас с вами будет жанровая картина тоже не типичная для ее автора, хотя он наверняка вам известен, но, думаю, что совсем другой своей работой. Речь идет об авторе известного "Военного совета в Филях в 1812 году", баталисте Алексее Даниловиче Кившенко.

"Жнитво (Дети, несущие в поле обед жницам)", А.Д. Кившенко, 1878. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Жнитво (Дети, несущие в поле обед жницам)", А.Д. Кившенко, 1878. Омский областной музей изобразительных искусств.

Эту жанровую картину художник создаст как раз в период своей "заминки" после обучения в Академии художеств: за год до этого он хоть и получил большую золотую медаль по выходе из учебного заведения (правда, с критическими замечаниями Ивана Крамского), но для получения пенсионерской поездки Кившенко должен был представить другую работу (ей и стала упомянутая картина "Совет в Филях" 1880 года).

Далее у нас с вами будет пара картин Василия Максимовича Максимова. О судьбе художника в целом и его самой, наверное, знаменитой работе "Всё в прошлом" я вам уже поведал как-то:

"После обедни", В.М. Максимов, 1891. Омский областной музей изобразительных искусств.
"После обедни", В.М. Максимов, 1891. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Залом ржи", В.М. Максимов, 1903.
"Залом ржи", В.М. Максимов, 1903.

Активный участник Товарищества передвижников был наиболее известен своими жанровыми полотнами, имевших часто обличительную и назидательную цель, в общем всё то, что так ценили передвижники. Поэтому неудивительно, что и тема засеянных полей и уборки урожая, как важной части крестьянской жизни, тоже присутствовала в его творчестве.

Следующим автором в нашей подборке будет еще один передвижник (по крайней мере, он был им поначалу), о котором я уже тоже вам рассказывал - Александр Иванович Морозов.

"Поле зеленой ржи", А.И. Морозов, ок 1880. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Поле зеленой ржи", А.И. Морозов, ок 1880. Русский музей, Санкт-Петербург.

Тот редкий случай, когда мы с вами видим поле незрелой зеленой ржи и, судя по всему, вскоре в этой местности разразится гроза. Поэтому всаднику стоило бы поторопиться, впрочем кто из нас не попадал под проливной дождь летом?..

А закончим мы сегодня поздней работой великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Конечно же здесь не обойдется без сосен, столь любимых художником, да и вообще картина мне показалась достаточно метафорической:

"На опушке соснового леса" И.И. Шишкин, 1897. Частное собрание.
"На опушке соснового леса" И.И. Шишкин, 1897. Частное собрание.

В тарантасе сидит путник, который едет по живописной дороге среди зреющих нив в дальнюю даль. Быть может, это аллегория на последний, завершающий путь художника, ведь к тому времени он был уже стар и здоровье уже хромало... Напомню читателю, что в марте следующего года Шишкин умрет прямо за работой в своей мастерской.

Но то, конечно, мои мысли и ассоциации, а вы своими всегда можете поделиться в комментариях. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".

P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь.