Помнится, еще в середине весны я представлял вам подборку полотен с видами русских просторов и полей, засеянных рожью:
Давно это было и, пожалуй, сегодня неплохой день для того, чтобы эту тему продолжить, тем более, что летнее время года способствует, так сказать, полноте восприятия подобных сюжетов.
С вступлениями на этом закончим и приступим собственно к картинам. Начнем сегодня с художника, известного совсем другими полотнами, причем, честно говоря, я бы не угадал автора просто глядя на картину, на мой взгляд, она совсем не типична для Архипа Ивановича Куинджи:
Вероятнее всего, перед нами малороссийские просторы, которые так любил изображать художник (напомню, что он родился в Мариуполе), и что точно характерно для Куинджи на этом пейзаже - так это низкий горизонт, чтобы мы могли вдоволь насладиться бесконечным небом с перисто-кучевыми облаками.
Далее у нас с вами будет жанровая картина тоже не типичная для ее автора, хотя он наверняка вам известен, но, думаю, что совсем другой своей работой. Речь идет об авторе известного "Военного совета в Филях в 1812 году", баталисте Алексее Даниловиче Кившенко.
Эту жанровую картину художник создаст как раз в период своей "заминки" после обучения в Академии художеств: за год до этого он хоть и получил большую золотую медаль по выходе из учебного заведения (правда, с критическими замечаниями Ивана Крамского), но для получения пенсионерской поездки Кившенко должен был представить другую работу (ей и стала упомянутая картина "Совет в Филях" 1880 года).
Далее у нас с вами будет пара картин Василия Максимовича Максимова. О судьбе художника в целом и его самой, наверное, знаменитой работе "Всё в прошлом" я вам уже поведал как-то:
Активный участник Товарищества передвижников был наиболее известен своими жанровыми полотнами, имевших часто обличительную и назидательную цель, в общем всё то, что так ценили передвижники. Поэтому неудивительно, что и тема засеянных полей и уборки урожая, как важной части крестьянской жизни, тоже присутствовала в его творчестве.
Следующим автором в нашей подборке будет еще один передвижник (по крайней мере, он был им поначалу), о котором я уже тоже вам рассказывал - Александр Иванович Морозов.
Тот редкий случай, когда мы с вами видим поле незрелой зеленой ржи и, судя по всему, вскоре в этой местности разразится гроза. Поэтому всаднику стоило бы поторопиться, впрочем кто из нас не попадал под проливной дождь летом?..
А закончим мы сегодня поздней работой великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Конечно же здесь не обойдется без сосен, столь любимых художником, да и вообще картина мне показалась достаточно метафорической:
В тарантасе сидит путник, который едет по живописной дороге среди зреющих нив в дальнюю даль. Быть может, это аллегория на последний, завершающий путь художника, ведь к тому времени он был уже стар и здоровье уже хромало... Напомню читателю, что в марте следующего года Шишкин умрет прямо за работой в своей мастерской.
Но то, конечно, мои мысли и ассоциации, а вы своими всегда можете поделиться в комментариях. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".
P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь.