Найти тему
История живописи

Русские просторы и ржаные поля на картинах художников

В этой коллекции полотен русских художников вы увидите много неба, бескрайние поля родных просторов и насладитесь летом, которого многим, уверен, не хватает сейчас. Так что давайте приступим без долгих предисловий.

Начнем, пожалуй, с самой известной картины на предложенную тематику. Речь идет, конечно же, о знаменитом пейзажисте Иване Ивановиче Шишкине и его картине "Рожь". На одном из эскизов к этому полотну сам художник написал следующее "Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство". Как мне кажется, именно это мы и видим на финальной версии картины "певца русского леса":

"Рожь", И.И. Шишкин, 1878. Третьяковская галерея, Москва.
"Рожь", И.И. Шишкин, 1878. Третьяковская галерея, Москва.

Автор монографии о художнике Лев Анисов так описывает работу над ней:

Писал ее [Шишкин] на материале, привезенном из Елабуги летом. В родной город, - навестить мать ездил с дочерью. Много бродил и ездил по окрестностям. На Лекаревском поле долго любовался вековыми соснами, растущими среди спелой ржи.
Сосны помнил с детства, но теперь не мог оторвать взгляда от них. Чем-то поразило его увиденное. А может, память подсказывала, как однажды ехали они с папенькой и дядей в тарантасе по Лекаревскому тракту и увидели сосну, которую втроем обхватить не смогли.

На передвижной выставке 1878 года картина была признана лучшей и сразу же была приобретена Павлом Третьяковым.

Следующая работа имеет непосредственное отношение к картине Шишкина, так как ее автор - Ольга Антоновна Лагода-Шишкина. Она была одной из лучших учениц профессора Академии художеств Шишкина и стала его второй супругой.

"Рожь", О.А. Лагода-Шишкина, 1880-1881. Третьяковская галерея, Москва.
"Рожь", О.А. Лагода-Шишкина, 1880-1881. Третьяковская галерея, Москва.

Причем обвенчаются они как раз в период создания этой работы - осенью 1880 года. К сожалению, творческий путь художницы быстро подойдет к концу, она скончается летом 1881 года. Снова вдовец (первую жену Шишкин потерял семью годами ранее ) в одном из писем другу писал:

Если бы ты видел все ее альбомы, рисунки, этюды и начатые картины, ты бы пришел в неописанный восторг – ничего подобного ни мы когда-то, ни теперешний художник не мог мечтать о том, что она сделала!

Следующая картина тоже находится в Третьяковской галерее и принадлежит кисти не менее известного художника с непростой судьбой, в которой было много борьбы со своими демонами, которые в итоге одержали верх... Речь идет об авторе известной ранее каждому школьнику картине "Грачи прилетели" Алексее Кондратьевиче Саврасове:

"Рожь", А.К. Саврасов, 1881. Третьяковская галерея, Москва.
"Рожь", А.К. Саврасов, 1881. Третьяковская галерея, Москва.

Эта работа написана уже как раз тогда, когда его демон - слабость к алкоголю уже дал о себе знать: от него уже ушла жена, а через год после создания этого замечательного полотна его уволят с должности преподавателя в московском Училище живописи и ваяния. Безмятежность сюжета с бескрайними ржаными полями нарушается черными обрывками туч, которые уже видны зрителю и говорят о надвигающейся буре...

Далее перейдем к одному из самых активных передвижников, который вернул "заблудшего" Киселева снова в лоно живописи - Григорию Григорьевичу Мясоедову. Мы видим как одинокий путник в изношенной одежде медленно бредет через ржаные поля в деревню, которая видится вдали на горизонте:

"Дорога во ржи", Г.Г. Мясоедов, 1881. Третьяковская галерея, Москва.
"Дорога во ржи", Г.Г. Мясоедов, 1881. Третьяковская галерея, Москва.

На мой взгляд, современники были достаточно строги к этому полотну, так, в одном из журналов написали, что "глубина сюжета только затронута" и "нет пара, выходящего из нагретой земли и сообщающего новый, трудно передаваемый эффект морю колосьев, озаренных солнцем, уже теряющим силу нагревания". Критики, конечно, находятся в любые эпохи и времена - это точно можно отметить.

Продолжим работой художника, о судьбе которого я вам подробно уже рассказывал - Арсения Ивановича Мещерского. Сам живописец называл себя "рисовальщиком природы", в молодости обучался в Швейцарии у Александра Калама, влияние которого еще долгое время можно будет увидеть в работах русского художника.

"Рожь", А.И. Мещерский, 1900. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Рожь", А.И. Мещерский, 1900. Омский областной музей изобразительных искусств.

И закончу сегодняшнее повествование достаточно необычной работой "закатного" художника, где нет привычных его творчеству изогнутых, кривых деревьев и, конечно же, закатов. Наверное, вы догадались, что я говорю о Юлии Юльевиче Клевере.

"Поповка. Лес. Рожь", Ю.Ю. Клевер, 1917. Художественный музей г. Череповца.
"Поповка. Лес. Рожь", Ю.Ю. Клевер, 1917. Художественный музей г. Череповца.

Безмятежный сюжет с дамой на проселочной дороге, которая играет с собачкой, конечно сильно контрастирует с годом написания картины. Картина разделена на левую часть с густой стеной леса и правую с ржаным полем. Густое цветение трав и предвечернее время суток дополняют сюжет. Повторюсь, что эта картина достаточно необычна для художника с его многочисленными однотипными сюжетами, о подобных "нетипичных" картинах Клевера я совсем недавно рассказывал вам:

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.