Найти в Дзене
РЖД Тур

На космических рельсах. История железнодорожников, которые участвовали в космической программе нашей страны

Оглавление

Космическая программа всегда была гордостью нашей страны, но отчасти тайной гордостью. Секретность космических технологий заставляла причастных хранить молчание о технических подробностях запусков. Однако даже о работе «секретных физиков» известно, наверное, больше, чем о незаметной, но очень важной работе железнодорожников, которые с первых космических полетов и до сегодняшнего дня активно участвуют в отправке космических аппаратов к звездам.

Статья создана по материалам "Журнал для пассажиров. Комфортная жизнь в движении."

В 1967 году, в дни празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, на одной из главных площадей Выставки достижений народного хозяйства в Москве появился макет ракеты-носителя «Восток». После полета Юрия Гагарина прошло всего несколько лет, и ракета вызывала особый интерес. Не все посетители, однако, сразу замечали рядом с ракетой скромную железнодорожную платформу. А между тем без нее старт «Востока», возможно, и не состоялся бы. Ведь на таких и подобных платформах ракеты доставляют к месту старта и сегодня.

Непростая доставка

Проблема доставки космических аппаратов к месту старта с самого начала стояла перед инженерами ведущих космических держав — еще до начала эпохи орбитальных полетов. К ее решению, однако, лидеры космической гонки подошли по-разному. В США, например, долгое время рассматривали вариант доставки ракет на космодром на мысе Канаверал по воде — благодаря удачному расположению стартовой площадки ракету можно было «подбросить» таким образом почти до места старта. Однако победил все-таки сухопутный способ доставки, хотя и не по железной дороге. Детали к месту сборки транспортируют по воде, по суше и по воздуху, а уже почти готовую ракету к месту старта со времен лунной программы отвозит супертягач — гусеничный транспортер, созданный еще в 1964 году компанией Marion Power Shovel.

Эта схема, однако, с самого начала была непригодна для российской космонавтики. Климат казахстанских степей, где расположен знаменитый советский космодром Байконур, не позволял проводить досборку ракеты-носителя на открытом воздухе: капризы погоды могли задержать старт на недели и месяцы. Поэтому ракету решено было доставлять на старт уже в готовом виде. Это означало, что сборка будет происходить горизонтально и так же, в горизонтальном положении, носитель нужно подвезти к месту старта, где с помощью специальных приспособлений он будет принимать вертикальное положение.

Разумеется, готовую ракету (тысячи тонн металла), даже разместив горизонтально, невозможно перевезти за тысячи километров. Процесс доставки в итоге стал многоступенчатым. Сначала крупные детали ракеты на поездах прибывают с заводов к космодрому. Уже там, после окончания сборки, ракета, погруженная на специальную железнодорожную платформу, ведомую мощным тепловозом, медленно едет от технологического ангара к стартовому столу. Чтобы обеспечить весь процесс транспортировки массивного и в большинстве своем негабаритного оборудования как по путям общего пользования, так и по территории космодрома, железнодорожникам пришлось провести большую работу — от создания специализированных вагонов и организации следования литерных поездов с космической техникой до строительства разветвленной железнодорожной сети на территории космодрома, многочисленные службы которого раскинулись на десятки километров.

Путь в космос

12 января 1955 года в районе железнодорожной станции Тюра-Там в Восточном Казахстане развернулось строительство Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР — так в официальных документах именовался будущий советский космодром номер один. Строительство шло в обстановке строжайшей секретности: даже название Байконур стало частью плана по сохранению в тайне местонахождения будущей ракетной стартовой площадки. Село Байконур на тот момент действительно существовало — но находилось оно примерно в 300 километрах севернее.

В 1955-м Тюра-Там был маленьким разъездом на линии Казалинск — Кзыл-Орда. Военные железнодорожники, осуществлявшие строительство, значительно расширили его, проведя несколько веток к месту будущих космических стартов. Руководителем стройки был назначен генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Шубников. В послевоенные годы он руководил восстановлением разрушенной инфраструктуры в Берлине, курировал строительство в Трептов-парке знаменитого памятника воинам-освободителям, впоследствии занимался организацией прокладки железнодорожных путей в районе ракетного полигона Капустин Яр. Строительство рельсовых путей на Байконуре стало для него самым ответственным заданием.

На путях рядом со стройкой разместили семь пассажирских вагонов — там жили ее руководители, постоянно присутствовавшие на месте проведения работ. Завершены они были в кратчайшие сроки: 4 марта 1957 года железнодорожники сообщили, что в соответствии с «Техническим заданием № 1», подписанным лично Сергеем Королёвым, космодром готов к первому пуску ракеты. Уже через несколько месяцев по железной дороге сюда был доставлен «Спутник-1», запущенный с Байконура 4 октября 1957 года.

В общей сложности военные железнодорожники проложили на Байконурской железной дороге около 500 километров путей. В наше время БЖД находится на балансе Российского космического агентства и включает порядка 470 километров стандартных железнодорожных путей и около 40 километров путей специального назначения.

На одной из станций Байконурской дороги стоит восстановленный паровоз ЭУ 709-81. Именно такой локомотив, как утверждают эксперты, доставил к стартовой площадке ракету «Восток-1», на которой полетел в космос Юрий Гагарин.

И сегодня покорителям безвоздушного пространства не обойтись без стальных магистралей. Так, строители-железнодорожники приняли самое активное участие в сооружении космодрома Восточный. За два с половиной года они проложили около 100 километров путей от Транссиба до Восточного. К 2015 году была проведена полная реконструкция станции Ледяная, которая стала главными воротами космодрома: именно через нее на Восточный идет основной поток грузов, в том числе оборудование для стартовых комплексов и ракет-носителей.

Главная дорога

Доставка космической техники на космодром — дело непростое. Ракетные блоки первой и второй ступени, ускорители, сами космические аппараты требуют бережного индивидуального размещения, поэтому для каждого из них используются особые вагоны. Отдельный тип платформ требуется и для того, чтобы доставить полностью собранную ракету от места сборки к месту старта.

Все вагоны для перевозки космической аппаратуры — закрытого типа, что обеспечивает не только секретность перевозок, но и бережет сложную технику от воздействия стихий и разного рода загрязнений. Большинству изделий к тому же требуется термостатирование — обеспечение нужного уровня температуры и влажности, так что термостатное оборудование — необходимая часть «космических поездов», везущих ракеты к месту старта.

Подобные грузы перевозятся по железным дорогам общего пользования в особом порядке — литерными поездами, которые останавливаются в пути лишь для техосмотра и смены локомотива. Они имеют безусловный приоритет перед всеми видами поездов и по пути от завода до космодрома пропускаются диспетчерами без остановок. Тем не менее короткой такую поездку не назовешь. Так, ракета-носитель «Союз-2.1а», первой стартовавшая с Восточного, добиралась до космодрома с самарского завода «Прогресс» в течение 18 дней. За это время поезд из 13 спецвагонов преодолел путь длиной 6073 километра.

Однако главным таинством остается процесс доставки готовой ракеты к стартовому столу. Ворота космического ангара открываются обычно за двое суток до старта. Маневровый тепловоз ТЭМ2 выводит из ангара «космический поезд», в составе которого вагон термостатирования и платформа, соединяемая с установщиком, и на ней лежит многотонная громада собранной ракеты.

Для того чтобы преодолеть пару километров, спецпоезду требуется несколько часов: его скорость не превышает двух километров в час. Затем ракету переводят в вертикальное положение. В последующие 48 часов ее проверят инженеры, заправщики зальют в нее топливо, затем к месту старта прибудут космонавты — и наконец она взмоет в космическое пространство. И в этом всякий раз поражающем воображение полете будет немалая заслуга железнодорожников — тех, кто начиная с 1950-х годов прокладывает рельсы в космос.

Наука
7 млн интересуются