Найти тему

Насколько значим для изучения истории труд Диодора Сицилийского?

Диодор жил в I веке до н.э. и происходил, как понятно из его второго имени, из Сицилии. Он был греком и писал по-гречески, хотя знал и латинский язык. Какими языками он владел еще, и владел ли, неизвестно. Вообще о его жизни не так много сведений, нет и прижизненных изображений. Так что, каким его изображают — полностью фантазия художников.

Диодор известен своим фундаментальным трудом, названным "Исторической библиотекой". Он состоит из нескольких книг, которые можно разделить на три части и которые в полном виде сохранились не все.

Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.

Диодор и его книга. Картинка из открытого источника в Яндексе
Диодор и его книга. Картинка из открытого источника в Яндексе

Первая часть труда посвящена древнейшим государствам: Египту, Месопотамии, Индии, Скифии, Северной Африке, Греции и Европе. Диодор, опираясь на различные источники, собрал тут сведения об их истории, географических особенностях и культуре. Вторая часть посвящена изложению истории от Троянской войны до Александра Македонского. В третьей части сочинения рассказывается об эпохе диадохов и заканчивается войной Юлия Цезаря в Галлии, это событие происходило при жизни Диодора.

Надо сказать, что в то же время, когда Диодор писал свою книгу, работал и римский историк Ливий. Но если он большое внимание уделял римским событиям, то Диодора больше интересовали греческие и также те, что произошли в других цивилизациях. Как и Фукидид, Диодор оставил подробную историю Греции V в. до н. э., то есть, периода ее расцвета. Что касается римской истории, он тут был даже небрежен, например, допускал ошибки в хронологии.

Титул книги «Діодора Сикилійскаго Историческая библиотека». СПб., 1775.
Титул книги «Діодора Сикилійскаго Историческая библиотека». СПб., 1775.

Но все же своей главной целью Диодор считал описание всемирной истории, он не хотел сосредотачиваться на описании событий в какой-то одной стране. Эта широта взгляда, несомненно, вызывает уважение к исследователю. Диодор считал, что опыт всего человечества складывается из индивидуального опыта людей, который связан с гармонией Космоса. Эта связь обуславливает универсальность истории. Интересно, что Диодор изучал также мифы, считая их отражением человеческого опыта. Поэтому он включал мифологические события в исторический процесс, что потом вызывало у многих исследователей недоверие к "Исторической библиотеке".

Следуя традиции своего времени, Диодор путешествовал и собирал сведения на месте. Достоверно известно о его посещении Египта, однако он не был в таком важном городе, как Афины, а также писал о Месопотамии, не посетив ее. По сути, его книга — компилятивный труд, в котором собраны цитаты из разных авторов. Многие историки поэтому отказывали Диодору в значимости, тем более, что он относился к используемым источникам некритично. В его книге нет и того, что есть, например, у Светония или Геродота — увлекательности изложения.

Но как один из первых исторических обзоров, охватывающих историю разных народов, труд Диодора, несомненно, весьма интересен и значим.

Читайте еще на моем канале:

Культурный шок: что это, как и почему

Отличались ли западники XIX века от нынешних