1919. Апрель, 12
Декретом ВЦИК утверждено «Положение о революционных трибуналах», которые учреждались во всех губернских городах.
«1. Революционные трибуналы учреждаются со специальной целью рассмотрения дел о контрреволюционных и всяких других деяниях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета советской власти. В соответствии с этим трибуналам предоставляется ничем не ограниченное право в определении меры репрессии.
2. Революционные трибуналы учреждаются во всех губернских городах по одному на губернию. Такие же трибуналы могут быть учреждены в городах, насчитывающих свыше 200 тысяч населения...».
[Собрание узаконений правительства РСФСР. 1919. № 13].
1930. Апрель, 12
Заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода написал письмо Эйхмансу, Мейеру и другим ответственным работникам аппарата ОГПУ с обоснованием необходимости колонизации новых территорий заключенными:
«Вопрос о лагерях надо перевести на другие установки. Сейчас лагерь является только сборищем заключенных, труд которых мы используем, на сегодняшний день, не давая перспектив заключенному, не давая ее и себе. Необходимо в условиях заключения сделать труд более добровольным, дав заключенному возможность жить вне работы более свободно. Надо превратить лагеря в колонизационные поселки, не дожидаясь окончания срока заключения. Филантропический стимул сокращения срока за хорошее поведение не только никуда не годится, но часто даже вреден. Он (этот стимул) дает ложное представление об «исправлении» заключенного, лицемерное послушание, нужное буржуазному государству, а не нам. Весь смысл передачи нам заключенных это уничтожение тюрем, и ясно, что при той системе, которая у нас сейчас, ликвидация их затянется на долгие годы, так как лагерь как таковой хуже тюремного заключения. Нам надо быстрейшим темпом колонизовать Север. И вот мой проект: всех заключенных перевести на поселковое поселение до отбытия срока наказания… Женщин тоже селить и разрешать жениться. Надо это проделать сейчас же, немедленно. Тут надо найти людей, которые увлекутся этой идеей и поставят на голову всю тюремную систему, которая прогнила до корней…».
[Цит. по: Попов А. Письмо Генриха Ягоды // Красное знамя. 1999. 29 октября].
1938. Апрель, 12
◼ Вынесен расстрельный приговор ОСО НКВД СССР и Прокурора СССР в отношении группы лиц эстонской национальности в количестве 27 человек, проживавших в пяти населенных пунктах Чаинского района Нарымского округа.
Обвинены в членстве националистической контрреволюционной шпионско-диверссионной повстанческой организации, якобы существовавшей в Чаинском районе и созданной ссыльным эстонцем Густавом Андреевичем Сибулем.
Все расстреляны в мае 1938 в Колпашево.
[Боль людская. Т-2.С.292-293.]
◼ Вынесен расстрельный приговор ОСО НКВД СССР и Прокурора СССР в отношении группы лиц латышской национальности в количестве 125 человек, проживавших на хуторах Ново-Кривошеинского сельского совета Кривошеинского района Нарымского округа.
Обвинены в членстве националистической контрреволюционной шпионско-диверссионной повстанческой организации «Партия святых», якобы существовавшей в Кривошеинском районе и созданной агроном Кривошеинского райзо Петром Христофоровичем Бримербергом.
124 человека расстреляны в Колпашево, один приговорен к 10 годам ИТЛ.
Из Заключения Управления КГБ Томской области по архивно-следственному делу латышской повстанческой организации «Партия святых» от 11 мая 1956 года:
«В период с 10 по 19 февраля 1938 года бывшим Нарымским окружным отделом НКВД в разных населенных пунктах Кривошеинского и Парабельского районов Томской области (в прошлом Новосибирской области) было арестовано и по настоящему делу к уголовной ответственности привлечено 125 человек... 12 апреля 1938 года Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР в особом порядке все 125 человек были осуждены к ВМН и расстреляны[...]
Проверкой установлено, что обвинение в причастности всех арестованных к контрреволюционной латышской националистической повстанческотеррористической, шпионско-диверсионной организации им было предъявлено необоснованно[...]
Никаких данных о создании в бывшем Нарымском округе латышской националистической повстанческой организации в материалах указанного дела не имеется[...]
Более 70-ти свидетелей, допрошенных в марте-апреле 1956 года, которые знали осужденных до ареста, показали, что антисоветских высказываний ни от кого из них им слышать не приходилось, а многих арестованных охарактеризовали, как преданных Советской власти людей. Таким образом, проверка показала, что все привлеченные по делу лица были осуждены необоснованно по необъективно оформленным материалам следствия».
Список латышей, проходивших по делу сфабрикованной в 1938 году сотрудниками НКВД Нарымского края контрреволюционной националистической организации «Партия святых» приговоренных Постановлением Комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР № 224 от 12 апреля 1938 году приведен в этом документе.
Бримерберг Петр Христофорович (1888-1938)
Перед арестом жил в селе Кривошеино Нарымского округа и работал агрономом в райзо. В Кривошенино в 1927 родился сын Игорь. Арестован 10 февраля 1938, этапирован в Нарымскую окружную тюрьму НКВД в г. Колпашево. Следователями НКВД определен в руководители контрреволюционной организации «Партия святых».
Расстрелян 22 мая 1938. Реабилитирован в марте 1957.
После ареста его жена и сын выехали на Украину.
В 1949 сын Игорь, студент 2 курса Харьковского техникума советской торговли, работавший также электриком, был 26 августа 1949 арестован, 22 сентября 1950 Военным трибуналом войск МВД Харьковской области обвинен в том, что «будучи антисоветски настроенным, клеветал на политику коммунистической партии и советского правительства, занимался антисоветской агитацией» (ст. 54-10 ч.1. УК УКССР) к 25 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. Освобожден в июле 1956, реабилитирован в 1990.
В конце 1980-х добивался возбуждения уголовного дела в отношении лиц, принимавших решение о размыве в 1979 году Колпашевского захоронения – места расстрела своего отца, вел по этому поводу переписку с членами Томского общества «Мемориал». В 1996 на Колпашевском яру установил памятных знак своему отцу.
[Источники: Жертвы политического террора в СССР. Электронная база данных; 1937-1938. Операции НКВД. Архивы Сибири. Под грифом "секретно", с.368-372; База данных о жертвах репрессий Харьковской обл. (Украина); Архив Мемориального музея.]