Найти тему
Царьград

Если это провал, то каков должен был быть идеал? Такие разные оценки фильма "В августе 44-го…"

ФОТО: VICTOR LISITSYN, ВИКТОР ЛИСИЦЫН/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: VICTOR LISITSYN, ВИКТОР ЛИСИЦЫН/GLOBALLOOKPRESS

Картина Михаила Пташука "В августе 44-го…" породила диаметрально противоположные оценки со стороны зрителей и авторов произведения. Но если это оказался провал, то каков должен был быть идеал?

Российско-белорусский фильм "В августе 44-го…" признан одной из лучших постсоветских картин на тему Великой Отечественной войны. Экранизация одноимённого романа Владимира Богомолова полюбилась зрителям захватывающим сюжетом, держащей до финальных кадров в напряжении интригой, возвращением к вдумчивой тональности отечественных военных фильмов о войне и рядом удачных актёрских работ.

Однако при почти единодушном одобрении аудиторией лента Михаила Пташука оказалась подвергнута резкой критике со стороны тех, кто, казалось бы, должен был защищать её в первую очередь. Почему так случилось и в чём суть претензий?

При создании картины возникли ряд технических сложностей. В частности, из-за них работу над проектом не завершил Александр Градский, которому первоначально предполагалось доверить музыкальное сопровождение фильма.

Однако куда серьёзнее оказался конфликт создателей фильма с автором литературного оригинала, писателем Владимиром Богомоловым. Писатель-фронтовик, служивший в военной разведке и СМЕРШе (военной контрразведке), обладал тяжёлым характером и готовностью отстаивать едва ли не каждую букву своих произведений.

Так, ещё в советскую эпоху Богомолов добился переиздания своего романа в Югославии из-за подозрения в неточности перевода. Первая экранизация "В августе 44-го…" должна была состояться в 1975 году, однако во многом благодаря активной позиции автора книги работа была приостановлена из-за некомпетентности режиссёра, а затем и вовсе отменена.

Поэтому неудивительно, что проблемы у Богомолова возникли и с создателями фильма 2000 года. Писатель также обвинил постановщика в неспособности справиться с материалом, назвал итоговую версию картины "примитивным боевичком, лишённым смысла" и снял свою фамилию с титров.

Итак, позитивное восприятие обычного зрителя - против резкого негатива со стороны автора исходного произведения. Такое случается в кино, когда публике оказывается ближе версия режиссёра, а не тот образ, который сложился в голове у писателя.

Однако окончательно ситуацию запутывает благоприятная оценка со стороны представителей спецслужб. А она крайне любопытна - ведь в центре сюжета находится работа советской военной контрразведки на Западном фронте. Так вот, в 2008 году генерал-лейтенант ФСБ Василий Христофоров заявил, что его сослуживцы считают именно фильм "В августе 44-го…" наиболее достоверным фильмом о СМЕРШе.

Так чем же в итоге на самом деле является эта картина - полным творческим провалом и "примитивным боевичком" или талантливым фильмом, сумевшим доступным обычному зрителю языком правдоподобно показать сложную работу разведчика?

Это тот случай, когда затруднение придётся разрешать опытным путём - с помощью личного просмотра.

Об особенностях и скрытых смыслах великого советского военного фильма "Судьба человека" читайте в рубрике Царьграда "Киномарафон".