На канале нашего Института есть ссылка на передачу канала Культура «Наблюдатель», посвященную литературной маске, там мы в основном говорили о писателях и поэтах. Мне кажется, этот разговор был неполным. Почему женщины-писательницы использовали псевдоним, как имя меняло их творческую судьбу? Правда ли, что брать мужской псевдоним было популярной практикой среди женщин в прошлом?
История литературы свидетельствует, что первые женщины-писательницы не пользовались особой популярностью. Так, греческая поэтесса Сафо стала известной только в эпоху романтизма. Средневековые монахини оставили немало религиозных мемуаров, но они не пользовались особой популярностью. Предпочтение отдавались серьезным размышлениям теологов и философов.
Знаменитые сестры Бронте первые свои произведения опубликовали как братья Белл.
И только первая феминистка Франции Жорж Санд (Аврора Дюпен) получила признание не только читателей, но и критики. Ее творчество высоко оценили Ш.-О. Сент-Бев и Франсуа Рене де Шатобриан. К тому же короткое имя хорошо запоминалось и успешно продавалось. Скрыть свое реальное имя Аврора Дюпен решила, чтобы не привлекать внимание к тому, что она женщина. Её первым произведением стал роман «Роз и Бланш», написанный в соавторстве с Жюлем Сандо. Писатели выпустили его под общим псевдонимом — Жорж Санд.
Современники оценивали ее творчество вовсе не как писательницы, хотя ее женская ипостась тоже принесла ей известность. Некоторое время у Жорж Санд была романтическая связь с поэтом Альфредом де Мюссе. Но наибольшую мистификацию приобрели отношения писательницы с композитором Фридериком Шопеном.
Эта европейская мода на мужские псевдонимы проявилась и в русской культуре. Самой яркой фигурой можно считать писательницу А.Я. Панаеву. Авдотья Яковлевна была необыкновенной красавицей и музой многих известных людей. В 1848-64 годах она активно участвовала в работе журнала «Современник», где вела отдел мод, писала небольшие заметки. Это расширило круг ее литературных знакомств и дало возможность публиковаться под псевдонимом Н. Н. Станицкий. Свои романы, повести и рассказы она публиковала в «Иллюстрированном альманахе». В 1848 г. было опубликовано ее первое и лучшее произведение – автобиографическая повесть «Семейство Тальниковых».
Иногда можно встретить размышления литературоведов о том, что она была лишена таланта, что только романы, написанные совместно с Н.А. Некрасовым, заслуживают внимания. Полагаю, что это не так. Некрасов и Панаева вместе написали романы «Три страны света» и «Мертвое озеро» как коммерческие проекты, чтобы заполнить пустующие, из-за нападок и требований цензуры, страницы журнала «Современник». Писали быстро и не особо заботились о художественной составляющей.
А.Я. Панаева была одаренной писательницей, ее перу принадлежат повести «Женская доля», «Фантазерка», «История одного таланта». И эти произведения почему-то незаслуженно забыты.
Бунтарка Надежда Лохвицкая (больше известна в культуре как Тэффи) написала рассказ «Псевдоним», где иронично объяснила, почему женщины-писательницы часто выбирают себе мужской псевдоним: «Это очень умно и осторожно. К дамам принято относиться с легкой усмешечкой и даже недоверием».
В семье Лохвицких было две талантливых особы. Сестры еще в юности договорились между собой, что станут входить в литературу друг за другом, по старшинству. Первой стала Мария, которая публиковала стихи под именем Мирра Лохвицкая. А поэтические дебюты Надежды оказались не столь успешными, необходимо было поменять романтический стиль на ироничный. Во время революции 1905 года, после объявления свободы печати, на свет стали появляться многочисленные сатирические журналы. «Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед», где с удовольствием печатали сатирические стихи Тэффи на злободневные темы. А уже после революции, в эмиграции творчество Тэффи стало центром притяжения всех русских интеллигентов.
И еще одно имя, которое не смогло затмить оригинал. Культура предала забвению псевдо имя Антон Крайний, зато все очень хорошо знают Зинаиду Гиппиус.
Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт — все это псевдонимы Зинаиды Гиппиус. Здесь прослеживается уже литературная игра автора и читателя.
«О, если б острое почуял жало я!» — пишет Гиппиус от лица мужчины, но подписывается своим именем. Только критические статьи она публиковала под мужскими псевдонимами. Самым плодовитым ее альтер эго стал Антон Крайний — под этим именем она писала для разных журналов, преимущественно для «Нового пути», который создала вместе с мужем Дмитрием Мережковским. На страницах журнала Крайний высказывался о произведениях Леонида Андреева, Максима Горького, Федора Достоевского.
Гиппиус скорее экспериментировала с читательской реакцией, чем пыталась скрыться под мужским именем с очень прозрачным семантическим кодом. Экстравагантная «декадентская мадонна», как ее прозвали современники, носила мужские костюмы и даже замуж за Дмитрия Мережковского выходила не в белом платье, а в сером костюме и шляпе. «В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе — я больше мужчина, в моем теле — я больше женщина», — признавалась Гиппиус.
Об Эльзе Триоле, младшей сестре Лили Брик, в России говорят очень мало. В основном в контексте её отношений с Маяковским, ведь известный поэт впервые пришёл в дом Каганов (девичья фамилия Эльзы и Лили), ухаживая именно за ней. И именно она познакомила его с Лилей. Либо мы знаем о ней как о жене французского писателя Луи Арагона, на коммунистическую позицию которого она повлияла.
Эльза Триоле сама по себе очень интересная личность. Она первая писательница, удостоившаяся Гонкуровской премии — самой престижной литературной премии Франции. Эльза получила её в 1944 года за сборник новелл «За порчу сукна штраф 200 франков». Одну из этих новелл, «Авиньонские любовники», она впервые опубликовала под мужским псевдонимом — Лоран Даниэль.
Вот так в имени отражается творческая игра ярких писательниц и их протест против устоявшихся традиций восприятия таланта.
Советую прочитать: https://arzamas.academy/materials/321
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ