В предыдущей статье уделялось внимание изучению и сравнению гор упоминаемых в работах западных авторов и гор упоминаемых в древних арийских ведических источниках индийских ведах и иранской Авесте.
(предыдущую статью по данной теме см. здесь: Рипейские горы )
(статья является продолжением публикаций отдельных моментов из книги «Сить, Китеж, Новгород» первой книги расследования о древней Руси)
Весьма интересными оказались и сведения о реках, водоразделом которых являются данные горы. В Авесте упоминается река Ranha (Рангха, Рнха, Раха), в индийских источниках данной реки нет, но в Ригведе имеется упоминание о реке Раса (Rasā). Лингвисты полагают, что с закономерным переходом в иранском s> h, иранское Rahā точно соответствует индоарийскому Rasā.
В первую очередь вспоминается, что в древности р. Волга имела наименование Ра. Клавдий Птолемей именовал ее Ра, то Pha, то Pho. Вполне естественно возникает вопрос о сопоставлении данных рек древнеарийских письменных источников с Волгой. И, понятно, что данное мнение высказывали многие исследователи. Этот вывод имеет под собой вполне серьезные основания. Начнем с Авестийского космогонического мифа обычно именуемого Географической поэмой (Видевдат). Ахура-Мазда последовательно творит шестнадцать «лучших стран и мест обитания». А Анхра-Манью «в противовес этому» создает в данных странах различные бедствия и грехи. Первой из стран в ней упоминается Арианам-Вайджа, что можно перевести как Арийский простор. Предполагается, что это было первым общим местом обитания древних ариев, а остальные, как бы, выселки из общеарийской Родины. По ней указывается, что сотворил Ахура — Мазда Аринам –Вайджа с (рекой) Вахви-Датией. А Анхра –Манью многопагубный состряпал змея рыжеватого и зиму дэвовское творение. И, что десять месяцев там зимние, два — летние, и в эти (зимние месяцы) воды холодные, земли холодны, растения холодны, а к концу зимы большое половодье. По некоторым рукописям указывается, что семь зимних месяцев и пять летних. По крайней мере, очевидным является то, что близостью к современным Индии и Ирану здесь не пахнет. Данная страна описывается как райская страна, где кроме змей других врагов нет, долго живут, ничем не болеют и умирают праведниками. И это сильно напоминает описание Гипербореи и гиперборейцев.
Далее перечисляется еще 15 стран, они не особо интересны и трудно угадываемы. Можно лишь упомянуть упомянутую второй, «Гаву заселённую согдийцами». Что, естественно, споров о том, что жители Согдианы являлись потомками ариев, наверное, быть не должно (или протоариев, в зависимости от точки отсчета).
Интересной является, последняя, шестнадцатая страна.
«В-шестнадцатых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: (страну) у истоков Ранхи, (которая управляется без правителей?) Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный зиму, дэвовское творение, и правителей „таожья“».
Перевод «без правителей» предположительный, дословно «где проживают не имеющие главы». Слово «таожья» так же осталось без однозначного перевода предполагают «чужеземных» или «из народа». Получается, при отождествлении Ранхи с Волгой, именно та искомая местность. Если, конечно, принять за исток, современный исток Волги. Впрочем, если принять за исток, Оку или даже р. Белая местность Волго-Окского междуречья, скорее всего, входила в состав данной страны. Плюсом к Волге имеется вероятное указание на народовластие (остатками которого вполне может быть Новгородское вече) и на погодные условия территории аналогичные верховьям Волги, где зима и лето имеют равные права (по очереди). Следует заметить, что из тех 16 мест и стран, еще только одна также связывается с зимой, основная страна Ариев. В одной из «Яшт» Авесты упоминается рыба, живущая в водах широкой и глубокой реки Ранхи. Данные признаки реки так же вполне соответствуют Волге.
Обратимся к притокам Волги. Название самого большого притока Волги, так же имеет, во всяком случае, может иметь, древнеарийские корни. Как известно Кама это бог плотской любви, наслаждения, в Ригведе ему посвящены два гимна.
Второй крупный приток р. Ока, не упоминается в древних Индо-Арийских текстах, и большинство ученых склоняется к финно-угорскому происхождению данного термина. Соответственно, делается вывод о том, что свое название Ока получила от обитавших «до пришествия славян в данную местность» финно-угорских народов Мещера, Мурома, и т. д. Не могу, конечно же, сказать о том, что происхождение данного термина невозможно от финно-угорских языков. Но однозначность делаемого вывода явно ошибочна. Если другие, окружающие ее, географические объекты имеют древние арийские наименования, а таких в Волго-Окском междуречье очень много (но о них позднее), значит и Ока имела ранее арийское имя. Это возможно, но несколько странно, когда другие объекты сохраняют наименование, а Ока нет. Сохранение наименований после прихода финно-угорских народов означает то, что, по крайней мере, часть бывшего арийского населения осталась жить на прежнем месте. Хотя, по каким-то причинам с Окой произошло исключение.
То есть, данный, поспешный вывод, сделан вновь по той же причине, что почему-то принято считать автохтонность финно-угорских племен в данной местности. Опираясь на вероятностно - ошибочную версию мы можем порождать другие ошибки. Да и само финно-угорское происхождение термина не столь однозначно. Сравним: готск. аƕа «река», ср.верх. нем. аhе «река, вода», лит. akas «полынья», лат. аkа «колодец», эрзян. йока, фин. joki «река», лат. aqua «вода», и наконец санскр. ogha «разлив, поток». Из данного сравнения, вывод о финно-угорском происхождении отнюдь не возникает, то есть данный вывод без учета той самой доминанты версии автохтонности указанных племен в бассейне р. Ока имеет весьма малую вероятность. Скорее можно предположить происхождение термина от какого-то древнего индоевропейского (арийского) корня. В угро-финские же языки слова могли прийти путем заимствования от арийских соседей, или от лиц имеющих арийское происхождение, но проживающих в составе финно-угорских племен.
Не мог обойти вниманием и другой достаточно крупный приток Волги, реку Суру. Для этого у меня были, по крайней мере две причины. Во-первых, близ впадения р. Сура в Волгу я родился, во-вторых данное наименование связано с именем моей небесной покровительницы. Посему возвращаемся к Авесте где упоминается Ардви - Сура, впоследствии так же именуемая Ардви - Сура Анахита, являющаяся богиней вод. Собственное имя богини Ардви, а термины Сура (сильная) и Анахита (незапятнанная, беспорочная) являются ее эпитетами. Она в эзотерических кругах считается богиней Вселенских вод и Божественной любви.
Ей посвящен в Авесте 5 «Яшт» (Ардвисур-яшт). Кроме абсолютно одноименного имени «Сура», с рекой впадающей в Волгу, не так далеко от интересующей меня местности, следует отметить, что некоторые исследователи так же связывают Ардви -Суру с Волгой, поскольку она в текстах уподобляется реке.
«3. Молись великой, славной,
Величиною равной
Всем водам, взятым вместе,
Текущим по земле.
Молись текущей мощно
От высоты Хукарья
До моря Ворукаша.
4. Из края в край волнуется
Всё море Ворукаша,
И волны в середине
Вздымаются, когда
Свои вливает воды,
В него впадая, Ардви
Всей тысячью протоков
И тысячью озёр,
Любое из которых
За сорок дней объехать
Успеет только всадник
На добром скакуне.
5. Одна протока Ардви
Течёт на семь каршваров,
Стекая равномерно
И летом, и зимой,
И освящает семя
Мужей и лоно женщин
И дарит молоком.
120. И четырех ей создал
Ахура жеребцов,
Те кони — Дождь, и Ветер,
И Облако, и Град.
Они ей постоянно
Льют влагу, о Спитама,
Поят её росою,
Числом неисчислимым
Ей сыплят снег и град».
129. Бобровую накидку
Надела Ардви-Сура
Из шкур трёхсот бобрих,
Четырежды родивших
(Когда они шерстистей,
Когда их гуще мех)»
Видимо, данный вывод основывается на упоминаниях о снеге и граде, и намеке на местность где проживают бобры, а главное на яркой образной ассоциации впадения тысячью протоков в море Ворукаша с дельтой Волги. Но, полагаю, что все-таки Ардви-Сура просто символически показана в виде реки, как и символически показана в виде юной девы в бобровой накидке. Есть правда и другая река, которая берет свое начало примерно в той же местности, имя которой носит созвучие с именем Ардви - Суры Анахиты.
Это река текущая в отличии от Волги на север, река Северная Двина. Вопрос в том, что подразумевалось под морем Ворукаша. Все это, и имя реки и локализация данного моря, требуют более детального анализа. Второй момент выступающий против идентификации Ардви- Суры и Волги это другой отрывок, в котором фигурируют одновременно и Ранха и Ардви-Сура.
Следует отметить, что само имя Ардви, является как бы двусоставным, содержит и корень «Ар», этим терминомарии иногда именовали реку, и который вполне созвучен с одним из известных имен Волги — «ра», а «дви», содержит древний индоевропейский корень связанный с движением или с русской цифрой два. И, кстати, река Сев. Двина начинается там где две сливаются в одну, там где соединяются реки Юг и Сухона. А соединяются они у одного из трех городов Руси носивших имя «Великий», Великий Устюг (+ Ростов и Новгород).
Впрочем, не исключено, что происхождение цифры 2 и само связано с символом движения от одной единице к другой, или движение двух единиц друг к другу. Над этимологией возможно нужно будет потрудиться на следующем этапе расследования, тем более, что наработки по данной теме у меня уже имеются.
Ссылка на книгу «Сить, Китеж, Новгород» здесь:
https://ridero.ru/books/drevnyaya_rus_istoricheskoe_rassledovanie/
Буду рад подписке, здесь, в статьях на данном канале, вы можете встретить интересные мысли, в том числе и весьма😄 нестандартные. Комментариям так же рад, даже, иногда, и совершенно негативным😄.
С политическими статьями канала можно ознакомится здесь: Список околополитических статей.
С историческими здесь:
Список статей по истории
Со списком статей об орехах рода juglans и др. растениях можно ознакомится здесь:
Список статей об орехах juglans
Статья о канале здесь: О канале