Найти в Дзене
Любовь Петрова

"Впечатление. Восходящее солнце" Клод Моне,1872г, музей Мармонтан-Моне, Париж

"Впечатление. Восходящее солнце" Клод Моне,1872г, музей Мармонтан-Моне, Париж
"Впечатление. Восходящее солнце" Клод Моне,1872г, музей Мармонтан-Моне, Париж

Клод Моне. Помните Эдуарда Мане с голой женщиной на берегу Сены в компании одетых мужчин? Так вот Моне соотечественник и ученик Мане, но пошел в сторону импрессионизма, то есть рисовал не так как видит ( не фотографию - реализм), а писал крупными мазками и световыми пятнами. Самая значимая картина у Моне - " Впечатление. Восходящее солнце".

Эта картина шедевральна хотя бы тем, что именно она дала название название "импрессионизм" как течение художественной культуры. Дело было так. Группа молодых художников организовали свою выставку, пришел критик, посмотрел, и написал разгромную статью, где раскритиковал пуще других именно "Впечатление" Моне, и назвал статью "Выставка импрессионистов" , что в переводе с французского означает "Выставка впечатленцев", то есть очень язвительно. Но наши молодые художники прочли и стали называть себя не иначе как именно импрессионисты, что и дало целому направлению в живописи.

Этот критик, между прочим, писал в своей разгромной статье, что комнатные обои имеют более глубокий смысл, чем эта картина с рассветом. Ну любой человек, кто хоть раз в жизни выбирал обои в гостинную и, не дай бог, на кухню, не думая подпишется под этими словами. Но вы только гляньте как Моне всего лишь несколькими мазками показал свет от солнца, дрожащий на воде. Импрессионисты отказались от общепринятых представлениях об объекте и всецело посвятили себя передаче сиюминутного состояния природы. Но речь идет о впечатлении! Не о реализме-фотографии, а о мгновении, как человек увидел краткий миг и запомнил только его. Человеческий глаз не заметит четких контуров кораблей в далике, он заметит только что порт и корабли сливаются с разводами на небе и с отражением в воде - это все только темные пятна, созданные только несколькими мазками кисти. Художники не стремятся к реалистичности (ну не бывает солнца впереди облачного неба), их привлекает атмосферность впечатления. Именно на этой картине впечатление, что все не материально, а словно растворено в воздухе, не имея четких границ.

Выставка вызвала скандал, Моне объявили сумасшедшим, а его картину - дилетантской. Нечеткость воспринималась публикой как неумение рисовать, выставка принесла организаторам большие убытки, но у импрессионистов появились первые почитатели, которые помогли пережить им тяжелые времена, а Клод Моне тогда даже и не догадывался, какую роль в истории сыграет его картина.