Про то, что бейсбол входит в топ-3 видов спорта в Америке, знают многие. А вот правила бейсбола для многих российских болельщиков остаются загадкой, и вот я рассказываю о них главное.
СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ИГРАЕТ В КАЖДОЙ КОМАНДЕ?
Людей много, но играет одновременно не более 9 человек.
У обороняющейся команды все они находятся на поле в разных позициях.
У атакующей лишь один начинает игру в «доме» (человек с битой), и если он успевает перебежать на какую-либо базу или оказывается в «ауте» (об этом - ниже), то биту берет в руки другой бейсболист. У атакующей команды на поле может одновременно быть максимум 4 человека (один в «доме» и по одному на каждой из трех баз).
ЗАЧЕМ ВСЕ БЕГАЮТ ПО ПЕРИМЕТРУ КВАДРАТА, ИЛИ В ЧЕМ ЦЕЛЬ ИГРЫ?
Когда бейсболист удачно отбивает мяч битой, а потом поочередно перебегает из «дома» на 1-ю базу, затем на 2-ю, 3-ю и снова возвращается в «дом», его команда получает одно очко. Такие успешные пробежки случаются не так уж часто - самый популярный счет в бейсболе 7:4, хотя бывает и 11:3, и 1:0.
Когда три игрока атакующей команды оказываются в ауте, она переходит к обороне. В каждом иннинге команда по разу играет в атаке и в обороне. Всего иннингов 9. В случае ничьей после 9 иннингов играют 10-й, 11-й и т.д., пока не выявят победителя. Рекорд по времени длительности одного бейсбольного матча - свыше 7 часов.
КТО ГЛАВНЫЕ ИГРОКИ НА ПОЛЕ?
В центре внимания в бейсболе всегда - дуэли питчера и бэттера (отбивающего).
Питчер - человек, который бросает мяч. Его команда обороняется, и чем лучше он будет бросать и выбивать соперников из игры «аутами», тем быстрее его команда перейдет в атаку.
Бэттер, или отбивающий игрок, - человек, который отбивает мяч битой. Его команда атакует и пытается заработать очки. Отбив мяч, бэттер бросает биту и бежит по периметру квадрата. Достигнув 1-й базы, он становится раннером (бегуном). Теперь бэттером становится его партнер по команде, а экс-бэттер в качестве раннера пытается перебежать с 1-й базы на 2-ю, потом на 3-ю и потом в «дом».
За спиной бэттера (который с битой) сидит кетчер - с ловушкой. Это человек из той же команды, что и питчер. Его задача поймать мяч, который бросил питчер, если его не отбил отбивающий игрок соперника.
Другие защищающие игроки либо охраняют свою базу (три человека на каждой базе плюс шорт-стоп между 2-й и 3-й базой), либо ловят мяч в поле (три человека).
КОГДА ПИТЧЕР ХОРОШО БРОСИЛ И КОГДА ОН БРОСИЛ ПЛОХО?
Питчер обязан попасть мячом в строго ограниченный прямоугольник, так называемую «зону страйка» - над «домом», выше колена бэттера, но ниже его груди. За этим следит специальный судья. Задача питчера - оставить бэттера в «ауте». Один из основных способов - сделать «страйк-аут», то есть три страйка.
Страйк - это, по сути, удачный бросок.
Как вы поняли, если мяч проходит в «зоне страйка», а бэттер по нему не попал или его проигнорировал, то судья объявляет «страйк». Если мяч проходит вне «зоны страйка», но бэттер все равно махнул по нему битой и не попал, то это снова «страйк». Тут есть свои хитрости – примитивно говоря, бросить два раза со всей силы, а в третий раз - чуть слабее, чтобы бэттер махнул битой раньше времени.
Если питчер не попал в «зону страйка», а бэттер это почувствовал и не махнул битой, то питчер получает «бол». Четыре «бола» - и бэттер получает право занять первую базу. То же самое случается, если питчер попал мячом в бэттера (который не бросался под мяч умышленно).
Питчер должен обладать не только силой и меткостью (хороший питчер всегда знает, в каких частях «зоны страйка» бэттер отбивает хуже всего), но и хитростью, и тактической смекалкой. Питчеры чаще всего - самые ценные игроки в команде. Самые высокооплачиваемые питчеры в МЛБ получают до 30 миллионов долларов в год.
ПОЧЕМУ ПИТЧЕР ИНОГДА БРОСАЕТ МЯЧ НА БАЗУ («Пикофф») ?
Если на базе есть игрок атакующей команды, его тоже можно отправить в аут. Дело в том, что раннер (экс-бэттер, добежавший хотя бы до первой базы), обязан находиться на базе, если на нее вдруг доставят мяч. Но в тот момент, когда питчер готовится к броску, раннеры уже делают пару шагов в сторону следующей базы, и их можно на этом поймать.
ЗАЧЕМ НУЖЕН КЕТЧЕР?
Если кетчер проспал бросок питчера и упустил мяч, бэттер вполне имеет право бежать на первую базу, пока мяч не будет подобран. Поэтому кетчер тоже должен вовремя реагировать на броски своего партнера-питчера и - более того - зачастую именно он и «заказывает» питчеру секретными знаками, какой бросок сделать.
ЧТО ЗНАЧИТ ХОРОШО ОТБИТЬ МЯЧ?
Мяч летит со скоростью до 170 км/ч, и у бэттера обычно есть не более 0,3 секунды на то, чтобы среагировать на подачу питчера. При этом ему надо отбить мяч в поле, а не за боковые линии. Сложная задача. Еще сложнее попасть по мячу так удачно, чтобы он улетел за пределы дальнего полукруга. Это называется «хоум-ран», после него бэттер может не торопясь оббежать все базы - для его команды это автоматическое очко.
В то же время, если игроки защищающейся команды ловят мяч в ловушку, не дав ему удариться на землю (даже за пределами дальнего полукруга), то бэттер отправляется в аут. Это называется «флай-аут» (баттер уходит на лавку, а его партнеры, если успеют, возвращаются на те базы, на которых были).
Есть еще «форс-аут», когда мяч доставляется на базу, прежде чем туда добежит игрок атаки, и «тег-аут», то есть «осаливание», когда игрок защиты касается пойманным мячом бегущего между базами игрока атаки.
Иногда бэттер может совершить жертвенный удар - просто подставить биту под мяч («Бант»). Он отлетает недалеко, но это становится неожиданностью для соперников - и партнеры бэттера (а иногда и он сам) успевают переместиться между базами.
Если игрок атаки находится на базе - он в безопасности, аут ему не грозит. На каждой базе может одновременно находиться один игрок атакующей команды.
Вот небольшие базовые знания которые помогут смотреть бейсбол с большим интересом. До встречи, друзья