Найти тему
Casus Belli

1885. Бой у Шипу. Последний успех шестовых мин

Появление сперва железных, потом стальных, а затем и бронированных стальных кораблей сделало традиционную корабельную артиллерию устаревшей. Привычные сферические ядра и брандкугели не наносили закованным в броню судам вреда, что заставило конструкторов искать новые средства поражения противника.

Первым делом вспомнили о хорошо забытом старом – таране. Характерным ударным выступом стали снабжать все более-менее крупные суда. Появился даже такой класс кораблей – «броненосный таран». Предполагалось, что хорошо защищенные от артиллерийского огня в надводной части суда не смогут противостоять мощным подводным ударам. Бой броненосных эскадр должен был, по мысли придумавших «это вот всё» теоретиков, напоминать сражение древнегреческих трирем: корабли гоняются друг за другом, стремясь нанести смертельный удар ниже ватерлинии, при этом сами уворачиваясь от таранных атак противника.

На практике оказалось, что таран – страшное оружие против… своих. Так, в 1869 году русский броненосец «Кремль» таранным ударом отправил на дно фрегат «Олег». Двумя годами позже броненосный фрегат «Адмирал Спиридов» едва не отправил на дно прямо в Кронштадтской гавани трёхбашенный фрегат «Адмирал Лазарев». В 1875 году уже британский броненосец «Айрон Дюк» протаранил и потопил однотипный «Вэнгард». Не прошло и трех лет, как немецкий броненосец «Кениг Вильгельм» «дружественным» тараном утопил другой немецкий броненосец, «Гроссер Курфюрст». И это лишь малая часть подобных случаев…

В общем, требовалось что-то менее самоубийственное, но в то же время способное отправить противника на корм рыбам. Начало использования стальных бронебойных снарядов и самоходных мин состоялось лишь во второй половине 1870-х, а на их повсеместное внедрение ушло еще десять лет. Все это время шли поиски, которые в какой-то момент привели к идее шестовой мины.
Шестовая мина с бугелями. Источник: https://fotosergs.livejournal.com/82457.html
Шестовая мина с бугелями. Источник: https://fotosergs.livejournal.com/82457.html

Суть этого изобретения очень проста и следует из названия: мина на палке. Берется длинный-предлинный шест (минимум – восьми, максимум – 18-метровый), деревянный либо металлический, к одному из концов которого приделывается мощный заряд взрывчатки в стальном или, чаще, медном корпусе. Заряд (около 20 кг) мог быть пороховым, пироксилиновым или динамитным, инициировался он либо с помощью контактного взрывателя, либо замыканием электровзрывателя одним из членов экипажа. Оставалось все это хозяйство подвести к вражескому кораблю, желательно в подводном положении, и взорвать.

Теоретически, взрыв должен был нанести непоправимый ущерб кораблю-мишени, не повредив при этом носитель, в роли которого выступал катер либо шлюпка. На практике же взрыв двадцати кило динамита в десяти метрах от катера, а уж тем более шлюпки, безопасным быть не мог по определению. Экипажи шестовиков были, в общем-то, смертниками: шансов добраться до корабля противника под огнем, уцелеть при взрыве, не оказаться засосанными в водоворот, создаваемый тонущим кораблем, да еще и благополучно вернуться к своим, у них было примерно один к ста. Тем не менее, шестовыми минами в 1860-70-х годах утопили и повредили довольно много крупных боевых кораблей (один из самых известных примеров – потопление броненосца конфедератов «CSS Albemarle» катером под командованием лейтенанта ВМС США Кушинга), что заставило адмиралов искать и применять контрмеры для борьбы с ними.

Утопление CSS Albemarle шестовой миной
Утопление CSS Albemarle шестовой миной

Внедрение не самых сложных тактических приемов, таких, как ограждение мест стоянки крупных судов бонами и сетями, быстро снижало эффективность шестовиков, и уже к концу 1870-х стало понятно, что перспектив у этого оружия нет. Последний случай успешного боевого применения шестовых мин – хрестоматийный бой у Фучжоу (о нем подробно здесь). Или нет?

Оказывается, не последний.

После того, как французская Дальневосточная эскадра Амеде Курбэ в бою у Фучжоу отправила на дно основную часть Фуцзяньского флота, выяснилось, что европейским морякам... нечем заняться. Большую часть времени корабли Курбе проводили в гавани Цзилуна (порт на Тайване, захваченный французским десантом осенью 1884 г), иногда выходя в море для обеспечения блокады острова. Впрочем, это было совершенно безнадежное предприятие: используя Пескадорские острова в качестве перевалочной базы, китайцы совершенно спокойно возили грузы и перебрасывали войска через Тайваньский пролив. Им не нужны были для этого крупные транспорты, вполне хватало рыбацких лодок. Останавливать же и досматривать тысячи китайских лодок у французов не было ни желания, ни возможности.

Эскадра Курбе в гавани Цзилуна
Эскадра Курбе в гавани Цзилуна

Когда же Курбе разработал рейд на китайские порты, на этот план свое категорическое вето наложил Париж, опасавшийся дипломатических последствий.

===

Пекинский двор еще с осени 1884 года требовал от своих адмиралов разгромить французский флот и снять блокаду Тайваня, в первую очередь из политических соображений.

Тут несколько слов следует сказать о структуре ВМС цинского Китая. После унизительных поражений в Опиумных войнах императорский двор принял решение сформировать четыре самостоятельных флота: Бэйянский – для защиты Чжилийской провинции и Пекина, Наньянский – для обороны устья Янцзы, и два маленьких, Фуцзянский и Гуандунский. О судьбе Фуцзянского сказано выше, последний же был настолько слаб, что за всю войну ни один из его кораблей ни разу не вышел в море.

Основные надежды императорский двор возлагал на Наньянский флот и его командующего Ву Анькана. Сам же Ву, будучи человеком неглупым, понимал, что мощным французским кораблям с многочисленной нарезной артиллерией его суда мало что могут противопоставить.

-5

В ноябре 1884 года на усиление Наньянской эскадре пришли два относительно современных бэйянских корабля, крейсеры «Чаоюн» и «Янвей». Ву на какое-то время воспрял духом, и начал готовить операцию, предполагая подловить где-нибудь в море одинокое французское судно и дать ему бой пятью своими относительно современными крейсерами; при соотношении пять к одному шансы были неплохие. Однако уже в январе 1885 года обстановка в Корее потребовала перебросить бэйянцев туда, и адмирал снова впал в уныние.

Тем не менее, тянуть время дальше возможности не было, и 18 января 1885 года китайские крейсера "Нанчен", "Нанруй" и "Кайдзи" под командованием Ву Анькана вышли из Шанхая в сопровождении фрегата "Юйюань" и шлюпа "Чэнцин". Последние два судна адмирал взял чисто для массовки, поскольку боевая ценность их даже в сравнении с «Кайдзи», не говоря уже о недавно построенных в Германии «Нанчене» и «Нанруе» была крайне сомнительна. Есть также предположение, что им заранее была уготована роль жертвы во спасение остальных кораблей.

Фрегат "Юйюань". Год постройки -1874, водоизмещение 2800 т, мощность машины 1800 л.с, скорость 13 узлов, экипаж 372 чел., вооружение – 2х208 мм крупповских пушки на верхней палубе, 4x150-мм и 20x119 мм вдоль бортов.
Фрегат "Юйюань". Год постройки -1874, водоизмещение 2800 т, мощность машины 1800 л.с, скорость 13 узлов, экипаж 372 чел., вооружение – 2х208 мм крупповских пушки на верхней палубе, 4x150-мм и 20x119 мм вдоль бортов.

Деревянный фрегат "Юйюань" был уже довольно дряхлым. Несмотря на то, что строился он из американского леса, материал китайцам всучили негодный: импортная древесина оказалась недосушенной, и начала гнить буквально в год спуска на воду (1874).

Несколько предвоенных лет фрегат использовали как… склад. Лишь с началом боевых действий фрегат был кое-как приведен в порядок, получил экипаж и вошел в эскадру Ву Анькана.

Бой в гавани Шипу
Бой в гавани Шипу

…Адмирал опыта морской войны не имел и откровенно мандражировал (правда, к его чести, Ву постоянно проводил на своих кораблях тренировки и учебные стрельбы). Китайские капитаны не были уверены в своей способности противостоять французам в бою и надеялись избежать сражения. Китайская флотилия медленно и нерешительно плыла на юг, никогда не теряя из виду сушу. Сделав остановку в Юйтяне, 26-го января они прибыл в Юйхуань, а в первых числах февраля были в Вэньчжоу. Задолго до прибытия к Тайваньскому проливу китайские моряки пришли к единодушному мнению о невозможности успешно завершить свою миссию. Вместо этого адмирал решил предложил просто… во всеуслышанье объявить, что-де китайский флот идет к к Формозе, - глядишь, французы и сами снимут блокаду. Приняв это судьбоносное решение, китайская флотилия с облегчением развернулась и направилась обратно в бухту Саньмэнь, недалеко от китайского порта Нинбо.

Поначалу все пошло именно так, как планировал Ву. О походе Наньянского флота к Формозе написали гонконгские газеты; их прочитал капитан Бо с «Триумфанта», специально для этого в Гонконг и посланный, и телеграфировал в Цзилун. А вот дальше, вместо того, чтобы испугаться, адмирал Курбе... пришел в полнейший восторг.

…Нездоровый климат Формозы самым губительным образом действовал на французский десант и экипажи кораблей. Желтая лихорадка и другие тропические болезни косили людей десятками. Высокая влажность выводила из строя снасти, вооружение и боеприпасы. Безделье разлагало европейских солдат и матросов. Любое дело казалось командирам спасением на этом фоне. Поэтому, когда до французов дошла весть о выходе в море кораблей Наньянского флота, ее восприняли не то, что с энтузиазмом, а как спасательный круг.
Флагман Ву Аньканя крейсер "Кайдзи"
Флагман Ву Аньканя крейсер "Кайдзи"

7 февраля Курбе отплыл из Цзилуна с броненосцами «Байяр» и «Триомфан», крейсерами «Нилли», «Эклерё» и «Дюге-Труэн», канонерской лодкой «Аспик» и десантным кораблем «Сон».

Не зная, где искать противника, Курбе сначала заглянул в устье реки Мин, а затем направился на север вдоль побережья Китая. Через пару дней на некоторых кораблях начали заканчиваться запасы угля, и Курбе был вынужден отправить крейсер «Дюге-Труэн» в Цзилун. 11 февраля французская эскадра вошла в устье реки Янцзы – противника по-прежнему нигде не было. В конце концов о нахождении Аньканя стало известно из… купленной на берегу китайской газеты. Выяснилось, что французы проскочили мимо скрывавшихся в бухте Саньмэнь китайских кораблей.

Курбе взял курс на юг, и довольно рискованным маневром провел эскадру ночью через опасные проходы у острова Чусан. В 5:30 13 февраля в районе залива Шипу «Эклерё» заметил китайскую флотилию и подал сигнал "Пять пароходов в поле зрения на юге".

Китайские корабли, стоявшие под парами, немедленно вышли навстречу Курбе и построились буквой V с флагманским «Кайдзи» в центре. Французы уже предвкушали бой, как внезапно строй противника рассыпался: три более современных крейсера на полном ходу (15 узлов) отвернули на юг, а два тихоходных (они могли развить лишь 12 узлов) – совершили поворот оверштаг и рванули в сторону Шипу. Несколько минут погодя Курбе стал понятен смысл этих действий. Ву Анькан заметил, что на море спускается полоса тумана, и решил этим воспользоваться, но «Юйюань» и «Чэньцин» стесняли его действия. тогда он их попросту бросил. Трем современным китайским крейсерам действительно удалось улизнуть от французов, более старым кораблям оставалось надеяться на береговую артиллерию.

Крейсер "Нанруй"
Крейсер "Нанруй"

Вечером 13 февраля разочарованный Курбе подошел к Шипу, чтобы разобраться с «Юйюанем» и «Чэнцином».

Курбе не хотелось рисковать своими кораблями, входя в зону действия береговой артиллерии. Кроме того, гавань могла быть перегорожена бонами, плохо видимыми в темноте. Поэтому французский адмирал имеющимися у него силами заблокировал все три выхода из гавани и начал обдумывать дальнейшие действия.

На удачу французов, им подвернулся сампан, который был ловко взят на абордаж. Переодевшись в китайское платье, французские моряки тщательно исследовали гавань и выяснили три обстоятельства. Первое – китайские фрегат и шлюп стоят полупустые, команды то ли сошли на берег, то ли разбежались. Второе – гавань действительно перегорожена несколькими рядами бонов. Третье – на берегу страшная суматоха, поскольку у китайцев канун Нового года.

Взвесив «за» и «против», Курбе решил нанести удар все теми же катерами с шестовыми минами, которые так успешно были применены у Фучжоу. Конечно, без огневой поддержки крупных кораблей использование их было гораздо более рискованным, но расчет был на то, что в новогодней суматохе катера проскользнут незамеченными.

-10

Операция началась в 11:30 14 февраля, когда в гавань вошли два паровых катера с броненосца "Байяр", которыми командовали соответственно капитан второго ранга Пальма Гурдон и лейтенант Эмиль Дюбок. Гурдон к этому времени отметился участием в штурме фортов Туан-Ана, а Дюбок отличился в бою у Бумажного моста.

Дюбок (слева) и Гурдон
Дюбок (слева) и Гурдон

В заливе было полно джонок и сампанов. Служивший советником на «Юйюане» американец Арлингтон предупреждал своих нанимателей о необходимости убрать их подальше, но на его совет никто не отреагировал. Это позволило французам на выкрашенный в черный цвет катерах довольно близко подойти к цели. Лишь в сотне метров от китайских кораблей их обнаружили часовые (было 3:30 утра), открывшие винтовочный огонь – один из членов экипажа катеров был убит этим обстрелом. Через несколько секунд в борт фрегата ударила и взорвалась первая мина, а затем и вторая.

Ни о какой организованной борьбе за живучесть речи не было. На борту китайских судов поднялась настоящая паника. По свидетельству все того же Арлингтона,

Американский советник Л.Арлингтон
Американский советник Л.Арлингтон
…Некоторые пытались спустить шлюпки, некоторые метались между палубами, пытаясь спасти свое имущество, многие прыгали за борт в море. По сути, каждый был сам за себя, и черт с ними, со всеми остальными… Прямо перед нами лежал медленно оседал в воду «Чэнцин»; он был атакован тем же катером, который потопил нас. Наш собственный корабль постепенно тонул, его орудия находились на одном уровне с кромкой воды. Вдоль берега и в воде вокруг плавали моряки, солдаты, куры, утки, гуси и всевозможный багаж. У меня нет ни малейших сомнений, что если бы экипаж корабля хоть как-то попытался отразить нападение, никакой катастрофы бы не произошло, и, возможно, мы бы потопили противника.

Оба катера беспрепятственно покинули залив Шипу и были подобраны на следующее утро «Соной». По китайской версии, оба французских катера были повреждены и брошены экипажами.

Броненосец "Байяр", с которого были спущены катера
Броненосец "Байяр", с которого были спущены катера

Но что же произошло с «Чэнцинем»? Версий целых три. Первая: дружественный огонь. Предполагается, что в шлюп угодил из снарядов, пущенных береговой батареей. И Арлингтон, и Дюбок пишут, что видели яркую вспышку и слышали громкий взрыв на борту «Чэнциня». Вторая: французы в суматохе не разобрались, и вторая мина все же пришлась на долю второго корабля, но тогда эффективность этой атаки просто зашкаливает. Гурдон и Дюбок категорически настаивают, что шлюп они не трогали. Третья: экипаж сам открыл кингстоны и затопил шлюп.

Кстати, то же самое, вполне вероятно, случилось и с «Юйюанем». Во всяком случае, на следующее утро разведывательный сампан французов обнаружил оба китайских корабля сидящими на ровном киле на мелководье во вполне пригодном для поднятия положении… Тем не менее, Гурдона и Дюбока чествовали по возвращении на французскую эскадру, и оба были награждены за героизм. Это было последнее в истории применение – причем успешное - шестовых мин.

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen.

Casus Belli в VK: https://vk.com/public218873762

Casus Belli в FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100020495471957

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Ссылка для желающих помочь проекту:

https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6