Нас часто спрашивают - чего ради вы каждый год пишете об одном и том же? Ведь если поднять архивы, всё же ясно: вот весна, а вот очередная статья о том, что такое строчок, в каком смысле он ядовит, и что же нам с этим делать. Слова новые (да и то не всегда), информация - старая, как чучело прошлогоднего дождевика. Зачем?..
Спрашивали - отвечаем. Действительно, нового тут ничего не скажешь при всём желании; и было бы здорово, как придет время, просто делать пост-напоминание со ссылкой на Всё Разъясняющую Статью. Но, увы, жизнь жёстче: по таким ссылкам мало кто ходит, старые статьи, сколь бы задорными они ни были, мало кто читает. А значит - "опять 0,25", как горько шутят алкоголики.
Ну, поехали. Сегодня мы снова поговорим о строчках, о том, что такое "условно-ядовитый гриб" и как с этим бороться.
1. Слово ученой братии
Строчки - несколько (достаточно много) видов грибов, входящих в близкие роды Gyromitra и Discina. Может показаться, что гиромитры все мозговидные, а дисцины - дискообразные, но это иллюзия. В роду Gyromitra есть грибы с дисковидными плодовыми телами, среди дисцин - мозгообразные грибы.
Наверное, смешно об этом поговорить, но завихрения народной мысли порой по-прежнему путают строчки со сморчками. (На словах, конечно, а не на деле). Разумеется, каждый вправе говорить как его бабушка научила и не слушать всяких книжных червей, но "в большом мире" сморчки - это те, что внутри полые, а строчки - многослойные, как капуста. О том, что "сморчок - сморщенный, а строчок - простроченный", лучше забыть. Народная этимология. Жаль, Зализняк не видит. Впрочем, нет, не жаль.
В наших краях чаще всего встречается четыре вида весенних строчков. (Плюс один или два осенних, но это другой разговор). На самом деле их, конечно, больше, но остальные - совсем уж редкость. Я так вообще находил только обычную пару, как и подавляющее большинство грибников. Строчок обыкновенный (это который тёмненький) и строчок гигантский (посветлее).
2. Что значит - "условно-ядовитый гриб"?
А то и значит. Все строчки при совпадении некоторых условиях становятся ядовитыми, накапливая гиромитрин. Это - производная гидразина. Гидразин, в свою очередь, очень близок к ракетному топливу - крайне токсичному и канцерогенному веществу. На чём-то вроде гидразина летали первые немецкие реактивные истребители.
Казалось бы, вердикт однозначный: обходим каждый строчок по широкой дуге. Однако на практике получается, что условия не складываются, и наши строчки никакого гиромитрина не содержат. На Западе строчками нередко травятся, у нас - нет. Во всяком случае, до смерти. Однако приступы внезапной дурноты знакомы многим, которым довелось вдохнуть дивный аромат варёных строчков. А значит, что-то таки есть. Просто совсем немного. Буквально капельку.
Возможно, правы эксперты, которые говорят, что всё дело в среднегодовой температуре. А может, истину глаголют те, что заявляют о разных географических расах грибов. Есть и другие версии. "Ясно лишь то, что ничего не ясно".
Точнее, одно всё-таки можно постулировать с уверенностью. Строчки требуют мер предосторожности. Именно в связи с тем, что условия, при которых эти грибы накапливают яд, никому толком не понятны.
Просто на всякий случай.
3. Все одинаковые!
В наших (да и не только наших) интернетах часто можно встретить утверждение, что строчок обыкновенный ядовит, а строчок гигантский - нет. (Остальных видов строчков интернеты просто не знают). Это - яркий пример беспочвенной информационной сущности, живущей собственной жизнью. Проще говоря, данное утверждение вообще ни на чём не основано, кроме многочисленных повторов в интернете.
Из соображений безопасности следует полагать, что все строчки и дисцины обладают одинаковыми свойствами по части ядовитости. Лопастники, кстати, тоже. (Кто-то ведь собирает лопастники? Что значит: "нет"?). Просто нет никаких причин предполагать иное. Когда речь идёт о жизни и смерти, этого вполне достаточно.
То есть, все без исключения строчки нуждаются в особой обработке. Ну или не нуждаются, также все вместе - если вы не верите в их ядовитость.
4. "Однако есть один способ..."
Обработать строчки так, чтобы исключить даже теоретическую возможность отравления, несложно. Теоретическое обоснование вы можете прочесть в статье "Формула яда" (журнал "Химия и жизнь", не что-нибудь там), а практику можно раскрыть в двух словах.
Идея в том, что при обычном отваривании гидразин-гиромитрин выводится из грибов крайне неохотно, ибо каким-то образом связан в клетках. Однако в щелочной среде он растворяется очень легко. Достаточно установить pH 7,8 (это совсем немного, на уровне питьевой минералки), как токсин начнет уходить в отвар и тут же - в силу своей природы - улетучиваться.
А это значит, что в кастрюлю со строчками достаточно добавить чайную ложечку соды (или половинку - зависит, что у нас за кастрюля), да открыть пошире форточку, чтобы летучему гиромитрину было куда бежать.
Потом - слить отвар, промыть грибы чистой водой. Можно проварить еще раз - чтобы из клеток грибов вышла сода, вытеснившая гиромитрин. А можно и не варить повторно. Я не варю. По-моему, на вкус совсем не влияет.
Любопытная история: если опираться на то, что в грибах действительно имеется гидразин-гиромитрин в дозах, превышающих "следовые", логика подсказывает, что от них лучше держаться подальше. Если же нет - ради чего колдовать с содой?..
Однако где логика и где грибы? Я теперь варю строчки-гигасы с содой, хотя раньше жарил прямо сырыми. Чего и вам настоятельно советую. "Умножая знания, умножаешь печаль".
Ну а подробнее о видах строчков, произрастающих в наших широтах по весне, мы поговорим в другой раз. А то статья сама уже преумножилась так, что кому-то, быть может, печально читать до конца.
В субботу гуляли по Лосиному Острову, в самой обитаемой части - строчки уже зрелые. И это 8 апреля! Что же дальше-то будет? Ваш прогноз?..