Здравствуйте, друзья!
Середина зимы 1942 года.
В Ленинграде правит голод и холод. В городе страшная смертность.
Практически невозможно найти работающую баню, парикмахерскую. Очень тяжелая ситуация с продовольствием. Жители Ленинграда больше похожи на тусклые тени.
Может показаться, что в городе жизни нет. Кругом апатия и безразличие ко всему. Однако, это не так.
Борьба шла, причем, не только с фашистами у границ Ленинграда, но и сами жители день за днем продолжали бросать вызов смерти.
Читали, ходили в гости и даже... Даже в библиотеки.
На Невском проспекте есть дом Зингера. Многие из вас его видели. В годы войны в здании находился Дом Книги, а так же библиотека. Уже в начале зимы в здание рядом (нынешняя станция метро Невский пр) попал снаряд. От разрыва в доме Книги повыбивало все окна:
И вот ситуация: в здании нет электричества и отопления, окна выбило взрывной волной, все проемы заделаны фанерой, в самом доме очень темно.
Сотрудницы дома книги взяли часть книг, столы, вышли на улицу (прямо на мороз) исключительно по своей инициативе и торговали книгами прямо на улице. С лотка. Покупатели были.
В блокадном Ленинграде работали и театры.
Запись балерины Натальи Сахновской от 1 ноября 1941 года:
Совершенно измученными вернулись мы домой, продежурив на крыше несколько часов. Сгорел наш театр, где теперь пойдут наши спектакли? Проклятые фашисты...
И, казалось бы, какие спектакли в блокаду?
Не хватает еды, сил, ситуация с каждым днем все хуже и хуже.
Вот цитата из дневника еще одного свидетеля блокады:
Никто не может сказать: «Я нашел место, где чувствую себя в полной безопасности». Такого места для нас, рядовых граждан, нет. Все зависит от случая, от попадания снаряда, бомбы. На каждом шагу, на улице, дома, в кино, в театре, магазине, на службе — всюду подстерегает любого из нас смерть. Это ужасно, но это так.
Даже в середине декабря Ленинградцы находили в себе сил сходить в театр:
15-го мы с Леной ходили в театр. Видели новую вещь: «Крушение». Вещь очень хорошая, но все впечатление испортилось ужасным холодом. Я до самого вечера никак не могла согреться.
И, кто-то, может быть, напишет - "Ну какие театры? Люди ноги еле - еле перебирали, что ты тут такое рассказываешь?".
В одном из дневников описывается количество посетителей театра в середине декабря:
Пошел в театр в ДЛТ. Купил носки, конвертов, 10 проявителей, клей. В театре начало в 3ч, так холодно, народу человек 60, а всего 560 мест.
Само собой, что с декабря закрывалось все. Театры, кинотеатры, не работал цирк, не работал зоопарк, закрывались музеи.
Но лишь для того, чтобы вновь открыться уже в начале весны.
И теперь, понимая, какое огромное значение для выживания имела культура, образование, чтение, нас с вами не удивит, что даже в Эрмитаже проходили экскурсии.
Прямо в блокаду.
Когда началась война, перед сотрудниками Эрмитажа встала задача сохранить все картины. Уже 22 июня все сотрудники были вызваны в Эрмитаж. На следующий день пришли сотни добровольцев. Картины вынимались из рам и специальным образом скручивались в рулоны.
Часть картин успели вывезти из города. Когда началась блокада, все, что не успели вывести, было спрятано в Петербурге. В том числе в подвалах Исаакиевского собора.
А Эрмитаж стоял пустым. Только рамы висели на стенах.
И в апреле месяце 1942 года в Эрмитаже прошла самая необычная экскурсия.
К тому времени в Эрмитаже оставалось 44 сотрудника, из которых 13 были лежачими. А для обслуживания Эрмитажа требовалось гораздо больше людей. Из-за того, что зимой город практически не чистился, растаявший снег затопил подвалы Эрмитажа. Необходимо было спасать мебель и ценности, для чего в Эрмитаж и прибыли курсанты - сибиряки.
И для них Павел Филиппович Губчевский провел экскурсию прямо по пустым залам.
Нам известно, что Павел Филиппович с таким увлечением и любовью рассказывал о картинах, которые раньше висели на стенах, что курсанты, которые никогда в жизни их не видели, поверили в их существование.
И несмотря на сырость и холодные залы, экскурсия была очень увлекательной и интересной. А по окончании экскурсии курсанты задавали экскурсоводу вопросы, как самые обычные посетители в мирное время.
Для Ленинградцев же Эрмитаж стал работать только после освобождения города от блокады. Но еще до окончания войны.
7 ноября 1944 года в Эрмитаже уже открылась временная выставка.
«Шла война, а люди массово приходили в неотапливаемый Эрмитаж в верхней одежде. Это была сенсация, замечательно описанная в документальной повести Сергея Варшавского и Юлия Исааковича Рест-Шаро (псевдоним Б. Рест) «Подвиг Эрмитажа». И это действительно был подвиг сотрудников музея»
На нашем канале есть две очень интересные видеоэкскурсии по Эрмитажу. Если вдруг не видели - рекомендую посмотреть.
Первая экскурсия
и
Вторая экскурсия
Обе вам понравятся.
А вы знали, что в блокаду в Эрмитаже проходили экскурсии?
Всем хорошего настроения, оставляйте лайк и до новых встреч!
---------------------------------
Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:
Стоимость и описание экскурсий