Найти тему
Советское Кино и не только

1900 год - политика пришла в кино: отвратительные англичане

Нападение на миссию в Китае / Attack on a China Mission (Великобритания)
Режиссер Джеймс Уильямсон


Сохранилась только половина исходного фильма, но даже этой части достаточно, чтобы увидеть - как быстро кинематограф от просто "движущихся картинок", комических трюков, бесконечной эксплуатации техники стоп-кадра и сугубо театральной композиции продвигается к тому, что в скором времени и будет составлять основу искусства кино: к рассказыванию историй языком кино, а не театра.

Политическая карикатура из французской газеты того времени: "цивилизованные" страны делят Китай как пирог.
Политическая карикатура из французской газеты того времени: "цивилизованные" страны делят Китай как пирог.

Конечно, автор английского фильма находится на стороне своей страны, китайцы в его картине кровожадны и беспощадны...

В этом фильме особое внимание прошу обратить на эпизод, который, как раз, попал на заставку ролика: группа вооруженных людей направляет оружие в сторону зрителя.

В большинстве лекций и видео по  истории кино первым фильмом, в котором была разрушена "четвёртая стена" называют американское "Большое ограбление поезда", а кадр с персонажем, направляющим пистолет в "лоб" зрителю вошёл, что называется, во все учебники.

Не спорю, тот кадр эффектнее этого, но справедливость требует, чтобы приоритет такого ракурса, всё-таки, вернулся англичанину Джеймсу Уильямсу.

Что касается самой истории, то это, как и "Дело Дрейфуса" Мельеса, докудрама, реконструкция одного из эпизодов Boxer Rebellion ("Боксёрской революции"), произошедшей в Китае в  конце 19 - начале 20 веков. Группа китайских участников движения Ихэцюань (Общество праведных и гармоничных кулаков) в процессе сопротивления колонизаторам собрала немалые силы и яростно боролась за независимость.

Аннамитские дети собирают монеты перед Дамской пагодой / Enfants annamites ramassant des sapèques devant la Pagode des Dames (Франция)
Оператор Габриэль Вейр
Компания Люмьер


Ролик, про который нельзя сказать "нравится" - он возмущает. Нам неведомо с какими эмоциями снимал этот совершенно реальный эпизод оператор, но сейчас это у любого вызовет омерзение и негатив к "белым госпожам", воспринимающих нищих детей как зверушек. "Белая госпожа"  в центре кадра - Бланш Ришель Думер, жена Поля Думера, тогдашнего губернатора Индокитая и будущего Президента Франции.

/* Аннам - название Французского Индокитая, ныне - часть Вьетнама

Все публикации об истории кино

Самые любопытные ранние фильмы

Фильмы про кино