«Посмотрев «Тайну острова чудовищ», из кинотеатра выходишь обескураженным. Не только оттого, что вся жуть, все страсти-мордасти которыми лента напичкана, оказываются в конце концов розыгрышем. своего рода театром.
Срежиссирован он, правда старательно — авторы не поскупились на всевозможные эффекты. Есть в картине и взрывы, и вулканы, извергающие лаву и погони, и перестрелки —целый набор страстей.
Кроме того, авторы не забыли и о «мордастях». Сначала на корабле, где плывут герои фильма, — юноша Джеф и его наставник Артелет - появляются мордатые монстры, хрипло дышат, пронзительно визжат мощными ударами лап пробивают двери и переборки кают. Спасаясь от монстров, герои видят нескольких членов команды — те мертвы, вероятно, искусаны вампиром.
Спрыгнув с тонущего корабля, Джеф и Артелет встречают на безлюдном острове доисторических животных, затем подвергаются нападению покрытых лохмотьями существ, которых пули не берут и удары палок не отпугивают, и т.д. и т.п.
В последнем эпизоде выясняется, что все страсти-мордасти разыграны были на деньги м-ра Уильяма Колдерупа, «самого богатого человека в Соединенных Штатах» (как он в фильме аттестован) и по совместительству родного дядюшки Джефа.
В литературе и кинематографе, живописующих ужасы, часты подобные прозаические развязки. События, которые кажутся экстраординарными, сверхъестественными, нередко объясняются причинами бытовыми и вполне натуральными. … Иначе говоря, в ужасах «черного романа» гиперболизировались ужасы самой буржуазной действительности.
Зоологическая и прочая жуть в испанской «Тайне...» разрешается также натурально —значит, картина подстраивается к давней и весьма почтенной традиции.
И вместе с тем из нее выламывается. Ибо картина эта не «черный фильм», даже не серый в крапинку, а скорее розовый, да еще с разводами. Ибо ужасы в нем не порождены злой волей, ополчившейся на чистого и невинного героя. Дядюшка Уильям не собирается здесь терзать племянника и не отнимает у него сиротскую копейку. Напротив, дядюшка Билли добр: предлагает юнцу женитьбу на своей дочери Мэг, готов сделать своим помощником в делах.
Но строптивый племянник просит повременить с благодеяниями — он жаждет испытать себя в экстремальных ситуациях, хочет понять, каков он есть и чего стоит. А потому предлагает отложить бракосочетание и введение в дядюшкин бизнес на год.
Подобное желание присуще чуть ли не каждому юноше — не только племяннику толстосума, но не каждый юноша испытывает себя так, как будущий наследник «богатейшего человека Соединенных Штатов».
Дядюшка Билли щедр и великодушен — не скупится на оплату театрального спектакля для юного искателя приключений. Ему хочется проверить себя — пожалуйста, дядя устроит ему испытания, но так, чтобы с виду было пострашнее, но чтобы племянничек при этом не расквасил себе нос и не ободрал коленки. (…)
Племяннику, жаждущему острых ощущений, богач дядюшка обеспечивает желаемое, не скупясь на расходы. А мы, зрители, благодаря кинематографу, оказываемся причастными к этим развлечениям. И выходим из кинотеатра обескураженными. увидев, как выхолащивают, лишают драматизма толстосумы — ради пресных и досужих своих игр —лучшие страницы мировой приключенческой беллетристики» (Михалкович В. Пришли страсти-мордасти // Советский экран. 1985. 20: 11).