Часто так бывает, что изучая, какое либо историческое событие или какой-нибудь народ или государство человек дает оценку, ориентируясь на современные ему общественные ценности, полагая, что они являются таковыми для всех народов и во все времена. Мысль о том, что даже у одного и того же народа, в разные времена и при различных условиях ценности могли меняться, а взгляды разных народов на одни и те же вещи могли сильно отличаться, большинству людей почему то в голову не приходит.
Некоторые, с позволения сказать, «исследователи» идут еще дальше и начинают строить собственные модели, исходя из личных преставлений о том, какими должны были быть люди прошлого и как они должны были жить. На основе этих моделей затем пишутся книги и снимаются фильмы, по которым значительная часть общества и знакомится с историей.
Подобное явление наблюдается и в случае, когда заходит речь о семейной жизни, нравственности и морали на Руси в те времена, когда она еще не стала христианской.
В средние века летописцы давали язычникам однозначную оценку. Вот что пишет автор самой ранней из известных нам летописей «Повесть временных лет», о племенах восточных славян:
«… древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.»
Правда для племени полян летописец делает исключение, говоря что они «… имеют обычай отцов своих тихий и имеют обычай кроткий». Однако здесь надо полагать он скорее руководствовался политическими и идеологическими причинами, чем пытался проявить объективность. В целом же образ жизни язычников объявлен «скотским», а все традиции и обряды, связанные с язычеством считаются бесовскими.
В наше время отношение не такое категоричное, но все равно зачастую остается далеким от реальности. В обществе распространено два противоположных мнения о нравах славян, в первую очередь славянок, в дохристианские времена.
Первое о прямо таки гипертрофированном целомудрии и верности царящих в языческих племенах восточных славян. Дескать, в брак вступали один раз и на всю жизнь, и если муж умирал, то жена добровольно следовала за ним в иной мир и их погребали в одной могиле. А когда мужчина уходил в поход, то многие жены или просто возлюбленные отправлялись с ним и сражались бок обок.
С другой стороны многие полагают, что до Крещения нравы на Руси были очень свободные. У большинства племен существовало многоженство, более того многие помимо жен заводили так же наложниц. Если мужчина умирал то его жена или жены доставались близкому родственнику, как правило брату. Хранить целомудрие до брака так же не считалось обязательным. Наоборот, согласно сведениям арабского географа Аль-Бекри, если славянин обнаруживал, что женился на девственнице, он отказывался от жены, полагая, что с женщиной что то не то, раз до сих пор не один мужчина не одарил ее своим вниманием. Не стыдились славяне и своей наготы и даже вступать на виду у других в сексуальные отношения.
Как я уже говорил представление о невероятной чистоте нравов древних славян, как и об их излишней свободе, имеют мало общего с реальность, а построены на личных представлениях о том, что «прилично» и «неприлично».
Действительно Маврикий писал: «…скромность славянских женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство считает смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя…». Имеются так же сведения арабских источников, например Ибн-Фадлана, о похоронах знатных русов, на которых убивали женщину и хоронили вместе с мужчиной.
Однако данные археологии утверждают, что случаи парных захоронений единичны и относятся к могилам исключительно знати. Арабские же авторы, которые были свидетелями похорон русов, в один голос говорят, что умерщвлялась отнюдь не жена, а одна из наложниц. При этом во многих хрониках и летописях сплошь и рядом фигурируют вдовы славянских языческих князей, например знаменитая княгиня Ольга. Наконец можно обратиться к здравому смыслу и логике. В наше время для большинства важнее всего личный комфорт и удовольствия, но во времена язычества для людей главным было будущее семьи и рода. Род должен крепнуть, богатеть, а главное множится. Главная обязанность женщины, это продолжать род, растить и воспитывать детей. С учетом тогдашней низкой продолжительности жизни, того что мужчины гибли чаще женщин, а детская смертность была чрезвычайно высокой, обычай всем женщинам отправляться вслед за мужьями на тот свет привел бы к вымиранию.
Это вовсе не значит, что славянки не имели понятия о верности и чести. Тот же Аль-Бекри рядом со словами, о том что мужчина славянин обнаружив, что женился на девственнице изгонял ее, пишет про то, что «..славянские женщины, вступив однажды в брак, сохраняют супружескую верность…». Кстати даже из его слов вовсе не следует, что любая девушка у славян должна была обязательно узнать мужчину до брака. Он лишь пишет, что если незамужняя девушка кого то любит, то может прийти к нему для удовлетворения своей страсти. С чего араб решил, что славяне не желали жениться на девственницах, я не знаю, больше нигде таких сведения мне не встречалось.
То, что на семейные ценности в те времена смотрели иначе, вовсе не означает, будто их не было вообще. Да у славян практиковалось многоженство, а знать и те кто побогаче имели еще и наложниц. И женщины считали нормальным, что их муж делит внимание на несколько «половинок». Напротив они гордились своим положением, поскольку количество жен и наложниц, свидетельствовали о высоком статусе мужчины и его силе. Однако этот обычай связан с важнейшей в те времена целью человеческой жизни – продолжения рода. Как я уже говорил, мужчин было меньше, жизнь их была короче и чем больше женщин каждый мужчина успеет сделать матерями, тем лучше. То же касалось и обычая «снохачества». Если мужчина погиб или умер, кто то должен заботится о его вдове и детях. А если он не успел продолжить род, то кто то должен взять на себя эту задачу. А кто это может сделать лучше чем близкий родственник?
По поводу же того, что славяне не стеснялись своей наготы и вступали в сексуальные отношения при свидетелях, сведений действительно не мало, однако опять таки это вовсе не является свидетельством безнравственности. Никто из славян-язычников не стремился оголяться при любой возможности, однако если человеку понадобилось, например искупаться или переодеться, это не считалось чем то пикантным и экстраординарным. Большинство славянок в теплое время носили одну длинную рубаху, на голое тело, в жару так было удобнее работать. Что касается сексуальных отношений, то и тут все объясняется просто. В доме большинства славянских семей, несколько поколений мужчин, со своими женами и детьми, жили в одном помещении. Семья считала себя единым целым. Кто и от кого стал бы в этом случае прятаться? А главное, каким образом?
Рассуждая о нравах того или иного народа в разные времена, необходимо помнить, что оценивать мораль одной эпохи с точки зрения другой, как минимум не корректно. Обычаи того или иного народа рождались в связи с определенными условиями жизни и главной их целью было выживание народа. Со временем условия менялись и многие обычаи теряли свое значение и даже становились вредными. Большинство из них отмирало, а какие то становились традициями. Рассматривать их с точки зрения собственных понятий и критериев, а тем более приписывать людям прошлого свои взгляды на жизнь, по меньшей мере, глупо и является неуважением к собственным предкам.