Найти тему
Порцелиновый фан

В.В. Лебедев (1891-1967). Роспись фарфора.

Приветствую всех любителей фарфора! На просторах интернета обнаружил всего четыре тарелки с росписью Владимира Васильевича Лебедева, и всего две из них хранятся в Эрмитаже, куда они попали из Музея ЛФЗ в 2002-м году после приватизации лучшего и старейшего фарфорового завода страны, который теперь стал "игрушкой" одного из "неолигархов". Теперь завод - это АО "ИФЗ" с практически предрешённой судьбой (если разор России не остановить - с применением долгожданных радикальнейших перемен)...

Конечно, четыре тарелки - это просто повод для знакомства читателей с глыбой русского изобразительного искусства XX-го века, Великим Мастером живописи В.В. Лебедевым. По мощи, уникальности и широте своего таланта, работоспособности, постоянному стремлению к новизне его фигура сравнима разве что с фигурой Пабло Писассо, а по твёрдости руки, точности глазомера, фееричности рисунка он стоит вровень с таким великолепным русским рисовальщиком и живописцем, каким был гений портрета Валентин Александрович Серов. Кажется, имя этого человека должно быть на слуху... И специалисты-культурологи о нём, конечно же, осведомлены... Чего не скажешь о широкой публике. Впервые меня заинтересовало имя Лебедева, когда я увидел среди репродукций в каком-то журнале портрет девушки, выполненный в стилистике Ренуара - мелкими масками-штрихами. Затем, когда в Москве открыли Музей современного искусства (который на Петровке - из коллекции Церетели, директорствовать которым тот поставил своего сына) я всегда заходил туда в т.н. "бесплатные дни" (18 апреля - День музеев Москвы и 18 мая - Всемирный День музеев, выродившиеся затем в какую-то ночь музеев, а сейчас, вроде бы, совсем сошедшие на нет). Каждый раз останавливался перед работами Лебедева, подолгу их рассматривал. В рисунке и в живописи он мог делать всё. Мог творить в стилистике РЕАЛИЗМА и даже НАТУРАЛИЗМА, рисовал плакаты для окон РОСТА в манере плоскостного КУБИЗМА, мог делать иллюстрации для детских книжек, АВАНГАРДНЫЕ натюрморты, точнейшие "лёгкие" рисунки свинцовым карандашом и ламповой копотью, тушью, акварелью, творить в технике НЕОИМПРЕССИОНИЗМА, работать почти в жанре КАРИКАТУРЫ (но именно почти! - скорее это были рисунки с усилением наиболее характерных черт объекта - вплоть до гротеска и шаржирования), точнейшие зарисовки двумя-тремя линиями-абрисами, достаточными для того, чтобы оценить и понять, кто изображён на рисунке, мог передать в рисунке движение (приём, впервые применённый Дега), и пр, и пр. Его критиковали за приверженность к женскому портрету, к жанру НЮ, - хотя, как по мне, такое пристрастие характеризует его как настоящего мужчину, рассматривающего женское тело прежде всего с эстетических позиций, но и эротика не была ему чужда...

А тарелки... Ну что - тарелки? Я даже не знаю - работал ли он на ГФЗ официально в качестве художника хотя бы неделю, или просто пришёл на один-два дня, чтобы проверить себя - может ли он что-то создать и в фарфоре? Росписи его чрезвычайно интересные, но таких работ он мог сделать за день штук 50, если не больше - с перекурами, анекдотами и с перерывом на обед... Смотрим наконец!

Ну что? Раз с тарелками покончено, и фарфора больше не будет, теперь предлагаю вкратце ознакомиться с героем, его станковой живописью и графикой...

Во-первых, знаменитые петроградские "окна РОСТА" ("Российское телеграфное агентство") 1917-1922 годов своему существованию обязаны В.В. Лебедеву. По стилистике - это что-то среднее между СУПРЕМАТИЗМОМ и плоскостным КУБИЗМОМ. Плоскостные образы собраны из прямоугольников, треугольников, овалов и кругов. Смотрим...

С издательством "Госиздат" Лебедев сотрудничает с 1921-го года. В 1924-м году в издательстве был создан Детский отдел, который возглавили два редактора: С.Я. Маршак (литературный) и В.В. Лебедев (художественный). Как редактор и художник Лебедев внёс огромный вклад в разработку Советской концепции детской книги, в композиционные приёмы, создал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. Поехали!

Книга "Усатый-полосатый" выдержала много изданий, и каждый раз В.В. Лебедев делал иллюстрации в новой стилистике! Одно из изданий Маршака "Мистер-Твистер" выстроено в жанре шаржа.

 Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Изображение взято из свободного доступа в интернете.

А это - иллюстрации к Киплингу. "Слонёнок" (в переводе К.И. Чуковского)...

Одновременно Лебедев работает как живописец-станковист (и где он только силы берёт!?). Вот зарисовки буквально секундные, - тушью, карандашом, углём, ламповой копотью, - но, поверьте, такие вещи создать сложно, почти немыслимо! Надо годами набивать руку и иметь сверхострый глаз, прежде чем в такой технике хоть что-то начнёт получаться! Вообще же, его талант был настолько сильным, что он мог рисовать чем угодно и на чём угодно (по-моему, уже повторяюсь)!

Зарисовки в жанре НЮ.

Работы в жанре НЮ. Такой сильный интерес к человеческой наготе напоминает манеру Ю.И. Пименова и отчасти А.А. Дейнеки, но оба были младше его, и скорее, шли за ним, чем наоборот.

Женский портрет... Поскольку статья обзорная, к фарфору имеет сильно опосредованное отношение, название многих работ, год создания, размеры и т.д. опускаю.

Серия живописных портретов спортсменок с букетом вызвала истерику среди верхушки партаппарата, отвечающей за новую пролетарскую культуру. Они увидели в серии насмешку над навязыванием нового образа советской девушки. В 1936-м году в газете "Правда" художника назвали формалистом и "мастером-пачкастером". Быть так заклеймённым в те года - как получить "чёрную метку". Физически он выжил. Его не арестовывали и не отправляли "на перековку". Но на восстановление психики и репутации понадобились годы. Манера, в которой выполнены работы серии, отсылают зрителя к ПРИМИТИВИЗМУ - модному течению первых лет XX-го века.

Ещё несколько интереснейших работ...

А вот интереснейшая серия натюрмортов 1930-х годов (преимущественно - с гитарой)...

Во время ВОВ художник делал политические карикатуры в духе Кукрыниксов, которые здесь приводит не буду.

Извините за то, что статья получилась несколько перегруженной. Я и так многое оставил за кадром, в т.ч. его рисованные сценки "Панель Революции", шаржевые работы, и множество рисунков-иллюстраций для детских книжек разных лет... По этой же причине ничего не пишу о личной жизни художника.

Первоначальное художественное образование получил в частной студии А. И. Титова (1909). Учился в мастерской Ф.А. Рубо (1910–1911), был вольнослушателем Высшего художественного училища при Академии художеств (1912–1916), одновременно посещал Школу живописи, рисования и скульптуры М.Д. Бернштейна и Л.В. Шервуда. Остальное - творческие поиски, и труд, труд и ещё раз труд...

Ну и под конец - фотографии художника. Их много, можно было выбирать (что я и сделал)...

И один автопортрет от 1939-го года...

 Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Изображение взято из свободного доступа в интернете.

Спасибо всем, кто дочитал.

P.S. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!