Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Иезуиты в Париже

Церковь Сен-Поль-Сен-Луи может считаться наследницей древней исчезнувшей церкви Сен-Поль де Шам (или просто церкви Сен-Поль), сейчас выясним почему. В 1580 г. кардинал Шарль де Бурбон, дядя Генриха IV, венчавший его с Маргаритой, покупает отель de La Rochepot на ул. Сен-Антуан и передает его Обществу Иисуса, иначе известному как "иезуиты", основанному в Париже в 1534 г. Игнатием Лойолой. В этом отеле разместилось руководство ордена, исповедальный дом, позже возвели часовню. Иезуиты быстро зарекомендовали себя в двух сферах: миссионерской и учительской, основали Клермонский колледж (нынешний лицей Людовика Великого на Левом берегу) и стали духовниками королей.

Carlo Bossoli. Ул. Сент-Антуан. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Carlo Bossoli. Ул. Сент-Антуан. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В 1627 г. Людовик XIII закладывает первый камень главной во Франции церкви иезуитов. По завершении строительства 9 мая 1641 г. кардинал де Ришелье отслужил здесь первую мессу в присутствии короля. Церковь, одна из самых богато украшенных в Париже, стала важным интеллектуальным центром столицы, в ней проповедовали Бурдалу и Боссюэ, которых приходил слушать "весь Париж", как на шоу, до того те были красноречивы. Надгробные речи и другие работы Боссюэ вошли в антологию французской литературы, хоть и позднее проповедников-иезуитов упрекали в том, "что подняв церковное красноречие до уровня искусства, ослабили его духовное воздействие". В этой церкви представлял свои произведения композитор Марк Антуан Шарпантье.

Гиацинт Риго. Портрет Ж - Б Боссюэ
Гиацинт Риго. Портрет Ж - Б Боссюэ

В 1764 г. Людовик XV изгоняет иезуитов из Франции, церковь передают несуществующему сегодня монастырю Святой Екатерины, располагавшемуся с другой стороны улицы Сент-Антуан, а после революции и уничтожения приходской церкви Сен-Поль (на которую ссылка выше) ее приход перешел к церкви Сен-Луи, и она получила имя Сен-Поль-Сен-Луи. По этой же причине в XIX в. к ней пристраивают небольшую колокольню, поскольку иезуитская церковь в ней не нуждалась и не должна была колокольным звоном оповещать о крестинах, свадьбах или похоронах.

Albert Cayeux. Церковь Сен-Поль-Сен-Луи. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Albert Cayeux. Церковь Сен-Поль-Сен-Луи. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Колокол, как утверждают, с той самой, старой церкви, как и часы на фасаде, они заменили вензель отцов-иезуитов.

Жак Саразен. Правосудие, элемент украшения хранилища сердца Людовика XIII из церкви Сен-Луи-де-Иезуит. Лувр.
Жак Саразен. Правосудие, элемент украшения хранилища сердца Людовика XIII из церкви Сен-Луи-де-Иезуит. Лувр.

Точно известно, что в церкви иезуитов хранились сердца королей Людовиков XIII и XIV в двух симметрично расположенных по сторонам алтаря мавзолеях из позолоченного серебра, поддерживаемых ангелами. И дальше довольно дикая история, описываемая историком Жоржем Ленотром: в 1819 г. в Париже проходил аукцион, на котором некий г-н Шунк приобрел табличку с погребальной урны Людовика XIV и решил выяснить ее историю. Оказалось, что тот, чье имущество продавали на аукционе, архитектор Пти-Радель, при помощи еще двух живописцев, во время революции занимался надзором за разграблением ("освобождением церквей") королевских захоронений по всему городу. Художники

оба охотно согласились: они мечтали раздобыть себе "мумие" (жженой охры)- очень медленно сохнувшей коричневой краски, получаемой из благовонных масел, которыми в старину бальзамировали покойников. В 18 веке художники тем более ценили это вещество ( его называли "мумми"), что из него получался превосходный лак. Продаваемое тогда аптекарями-левантинцами, оно добывалось из благовонных смол и таинственного "иудейского асфальта", состава, которым жившие на Востоке евреи пропитывали тела усопших; "мумми" стоило страшно дорого и, кроме того, было большой редкостью.

Мартин Дроллинг. Интерьер кухни.
Мартин Дроллинг. Интерьер кухни.

И художники недрогнувшей рукой стали вскрывать урны одну за другой и перерабатывать останки в пигмент. Не могу сказать, где искать сердца королей, возможно, он перезахоронены в Сен-Дени, но есть предположение, где искать сердца королевы Марии-Терезии, Филиппа Орлеанского-регента, Генриетты, герцогини Орлеанской - на картине Мартина Дроллинга "Интерьер кухни". Их художник умыкнул из захоронений в монастыре Валь-де Грас. Но уважаемый историк Ленотр преподносит эту историю, все-таки, не как полностью достоверную, с оговорками.

Кроме памятных табличек о нахождении в церкви королевских сердец, сегодня там можно увидеть картину Эжена Делакруа "Христос в оливковом саду",

-6

Богоматерь Скорбей Жермена Пилона, происходящую из Сен-Шапель,

-7

чаши для святой воды в виде раковин, подаренные церкви В. Гюго по случаю бракосочетания его дочери в 1845 г., картину с изображением Распятия, спасенную из часовни Бастилии.

В церковь можно попасть и с бокового входа, из маленького пассажа Сен- Поль, в котором слева можно увидеть одно из самых престижных учебных заведений Парижа, лицей Карла Великого, располагающийся на территории иезуитов, но основана эта школа не иезуитами, просто их здания отдали учебному заведению в 1797 г. От первоначальной резиденции главы ордена осталось только небольшое здание, в котором сегодня находится руководство школы и помещения для персонала.

Пассаж Сен-Поль. Библиотека института истории искусств. Впереди вход в церковь, слева за забором - здания лицея. Этот пассаж сегодня точно такой же, как на этом старом фото.
Пассаж Сен-Поль. Библиотека института истории искусств. Впереди вход в церковь, слева за забором - здания лицея. Этот пассаж сегодня точно такой же, как на этом старом фото.

Так называемый "Монастырь великих иезуитов" не был монастырем в полном смысле, и отцы не жалели средств на украшения: при реконструкции школы в 1994 г. были обнаружены некоторые остатки этого убранства, в частности красивый потолок с расписными балками (см. фотографию в галерее) в классе и фрагменты фрески с потолка библиотеки. А Большой двор лицея был украшен великолепными виноградными лозами, которые каждый год приносили обильный урожай.

Вход в школу сегодня левее фонтана Карла Великого XIX в. на этом фото. А правее можно попасть на коротенькую и кривую ул. Эйнхарда, (историка Карла Великого) и найти там еще один старинный фонтан и напоминания о монахинях св. Анастасия, которым принадлежали некоторые здания здесь, в виде монограмм с буквами SA на решетках. Вообще очень рекомендую эту улицу, как провал во времени.

А дальше большая спортивная площадка лицея, вдоль которой идет самый длинный сохранившийся участок стены Филиппа-Августа к. XII- н. XIII вв.

Стена Филиппа-Августа. Wikimedia Commons/Photo: PHGCOM
Стена Филиппа-Августа. Wikimedia Commons/Photo: PHGCOM

По соседству со школой располагается, правда, закрытый с обеих сторон, но раньше очень оживленный пассаж Шарлемань (пассаж Карла Великого), по нему, как говорят, до 80-х гг. XX в. студенты лицея срезали путь.

Эммануэль Лансье. Пассаж Шарлемань. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Эммануэль Лансье. Пассаж Шарлемань. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В этом пассаже можно было найти остатки отеля du Prévôt, чья история восходила к XIV веку и связана была с именем Гюго Обрио, который собственно и был прево Парижа при все том же соседе, при короле Карле V. В XVI веке отель разделили на 2 части, одна как раз отошла иезуитам, а другая сохранялась до XX в. Кстати по соседству с пассажем можно увидеть очень узкую, очень средневековую ул. Прево, куда в районе дома 12 выходил отель.

Paul-Joseph-Victor Dargaud. Отель Прево в пассаже Шарлемань © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Paul-Joseph-Victor Dargaud. Отель Прево в пассаже Шарлемань © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Сегодня территория вокруг церкви, которую не занимает лицей известна в Париже как деревня Сен-Поль (le Village Saint-Paul), это комплекс зданий XVI-XVIII вв. и цепочка дворов, которые удивительным образом не снесли, хотя район этот был крайне запущенным и ветхим. Провели реконструкцию, обновили внутренние помещения, переделали в квартиры, а нижние этажи заняли антиквары, галереи, кафе, и превратили в очень тихий, живописный, самобытный район Парижа, где прекрасно гуляется в жару в тенистых дворах и где можно, например, в 14 антикварных лавках найти, купить и оценить серебро и фарфор, керамику, текстиль, фотографии, можно найти современный дизайн интерьеров и картины современных художников, можно попасть на мастер- класс, естественно еду можно купить, в бакалейной лавке продаются продукты из департамента Ардеш: сыры, мед, джемы, колбасы. Винный магазин здесь же, разумеется. Пара симпатичных итальянских ресторанов, тайский, чайная комната. В общем, один из лучших районов Парижа.

Дальше будет все-таки обещанная отравительница, но все в этом же районе, он богатейший. И настоятельно приглашаю в мой телеграм- канал. Сейчас там можно прочитать про первый ананас, про русского князя, про трапезу Людовика XV и про что такое "веспасианы" в Париже.