Немного отвлекусь от настоящего, чтобы напомнить о скупленных за бесценок у обнищавших русских аристократов уникальные драгоценности Дома Романовых.
Об этом писалось много, но мне есть что добавить, так как вместе с почтенным Владленом Сироткиным, издавшим после наших совместных исследований книгу ( я же — лишь серию статей) в 2000-х, мы забрались в документы и свидетельства очевидцев. Напишите пожалуйста, если считаете, что тему надо продолжать.
Итак, сегодня рассказ о прекраснейшем сапфировом корсажном ожерелье русских цариц.
Оно потом стало собственностью принцессы Марии, королевской принцессы и графини Хэрвуд, которая скончалась в 1965 году.
Единственная дочь короля Георга V и королевы Марии, которая вышла замуж за представителя влиятельной аристократической семьи, Мария была владелицей гигантской коллекцией ювелирных шедевров, большая часть которой была продана после ее смерти, хотя сегодняшняя драгоценность уникальна не только дизайном и историей, но и тем, что ее принцесса продала сама : Русское сапфировое корсажное ожерелье, или, по мировой классификации, Sapphire Devant de Corsage!
Яркое бриллиантовое ожерелье, состоящее из сложнейших узлов, украшенных двадцатью двумя сапфирами с гибкой бриллиантовой «бахромой», элементы ожерелья можно носить отдельно в качестве брошей. Сапфировое ожерелье было частью парюры, подаренной русскими князьями на свадьбу принцессе Сесилии Баденской, когда она вышла замуж за великого князя Михаила Николаевича Романова в 1857 году, и оценивалось в 57 450 рублей. Напомню, что корова тогда стоила пять рублей.
После ее смерти в 1891 году драгоценности ушли к Михаилу Михайловичу, ее сыну( на моем фотоколлаже вверху)..
После русской революции князь бежал в Лондон, где, не принятый английской родней, жил, продавая в том числе и сокровища Дома Романовых. В 1922 году он продал сапфировое ожерелье своей матери виконту Ласеллу, будущему 6-му графу Хэрвуду, которое он и подарил в качестве свадебного подарка своей невесте, принцессе Марии.
Русское сапфировое ожерелье было одним из свадебных подарков, выставленных на всеобщее обозрение в Сент-Джеймсском дворце Лондона наряду и с другими сокровищами, в том числе и знаменитой тиарой Романовых.
Принцесса Мария сочла русское сапфировое ожерелье слишком тяжелым и, таким образом, стала носить его не на шее, как русские, а как корсажное украшение на платье вокруг декольте . В следующем году принцесса Мария носила один из элементов русского ожерелья в качестве броши на свадьбу своего брата, герцога Йоркского, и леди Элизабет Боуз-Лайон, а позже две этих броши были запечатлены на портрете Марии вместе с надетой тогда сапфировой короной королевы Виктории.
В 1935 году русское ожерелье Sapphire Devant de Corsage было среди драгоценностей, выставленных на выставке русского искусства в Лондоне, наряду с Владимирским сапфировым кокошником, Владимирской тиарой Fringle, Аметистовой тиарой царицы Александры, Бриллиантовым ожерельем княгини Ольги. В примечаниях к лоту говорилось:
Ожерелье . Сапфиры и бриллианты, образованные из семи цветов, с сапфировыми центрами и каплями. Ранее собственность великого князя Михаила Михайловича.
Два года спустя ожерелье Романовых принцесса надела на коронацию своего брата, короля Георга VI.А затем и на коронацию Елизаветы Второй.
Принцесса Мария также объединила русский сапфир Devant de Corsage с Harewood Scroll Tiara и сапфировым ожерельем королевы Виктории для коронации своей племянницы, королевы Елизаветы II, в 1953 году.
В то время как большая часть великолепной ювелирной коллекции принцессы Марии была продана в годы после ее смерти, были некоторые вещи, которые принцесса Мария продала при жизни, чтобы содержать поместье и сам особняк. Русский раритет был продан на аукционе вместе с ее изумрудным колье ожерельем в 1960 году ювелиру Гарри Уинстону из Нью-Йорка и с тех пор его не видели.
Тем не менее, по крайней мере два небольших фрагмента роскошного ожерелья, каждый из которых состоит из сапфира, установленного в алмазном свитке, остались у семьи графов Хэрвуда : серьги носила невестка принцессы Марии, покойная Патриция, графиня Хэрвуд, с сапфировой короной Марк Ласелл в 1992 году.
Хотя сапфировая корона была продана, предполагается, что сапфировые серьги остаются до сих пор у этой семьи .
Основная часть русского ожерелья осталась или в коллекции ювелирного дома Winston , или покоится на бархатной подушке в сейфе какой-то богачки…