Найти в Дзене
Глаза и уши

«Палач» Пера Лагерквиста. О чем и зачем эта повесть

Пер Лагерквист
Пер Лагерквист

Православные активисты начали яростную борьбу с группой «Ария». Не понравилась им песня «Палач», а точнее, сценическое оформление этой песни в «арийском» шоу «Гость из царства теней». Кощунство, мол, и вот это вот всё.

И в связи с этим чего бы нам не поговорить о повести Пера Лагерквиста «Палач», по которой «арийцы» песню и написали? Нет причин не поговорить.

Итак, будущий нобелевский лауреат Пер Лагерквист написал повесть «Палач» на фоне прихода к власти нацистов. Нацисты (шведские), кстати, ему это потом припомнили, и книжки Лагерквиста сжигали. Но это чуть позже. А в 1933 Лагерквист представил себе ближайшее будущее, ужаснулся и родил в итоге эту повесть. Общество будущего (отвратительное) он вообразил, но попал, как оказалось, в десяточку.

О чем там речь? Речь там, конечно, о людях. Которые разучились считать Зло – Злом и стали воспринимать его даже не просто как данность, а как благо. И почему Палач начинает считать себя спасителем? А потому что людей на смерть обрекают другие люди, но страдания приговоренных и грех казни невинных возлагается именно на Палача. То есть он опускает топор, исполняя решение других. А те, кто это решение вынес, спокойно живут себе дальше.

И вот в описанном Лагерквистом обществе, где никакого Бога нет («Бога своего вы обратили в камень!») только у Палача остаются понятия о Зле, грехе и хоть каком-то милосердии. Больше ни у кого. Лагерквист описывает натуральный ад, без надежды на спасение и воздаяние даже после смерти.

Ключевой момент.

«Я должен отправлять свою службу, доколе пребудете вы. Мой крест никогда не будет поднят! В конце концов я завершу свой труд, и у меня не останется дел на земле, но и тогда моя неупокоенная душа будет мчаться безустанно сквозь вселенскую ночь в смертной обители отца моего – преследуемая страхом и терзаньями за все, содеянное мною для вас!

И все же я тоскую об этом. Чтобы настал конец, чтобы не множить долее моей тяжкой вины.

Я тоскую о времени, когда вы будете стерты с лица земли и занесенная рука моя сможет наконец опуститься. Тихо, нет больше хриплых голосов, взывающих ко мне, я стою одиноко и гляжу окрест себя, понимаю, что все завершено.

И я ухожу в вечную тьму, швырнув на пустынную землю свой кровавый топор – в память о человеческом роде, некогда здесь обитавшем!»

(Перевод Т. Величко)

Такая вот концепция. Довольно интересная, есть о чем подумать.

Ну, если кто хочет думать, а не просто орать.

Но орать, конечно, интереснее.