Найти в Дзене
Русская армия. История.

Почему немцы никак не могли поймать и уничтожить самый известный крымский бронепоезд "Зеленый призрак". За что они его так прозвали

Бронепоезд "Железняков" с пулеметом ДШК 12,7 на площадке
Бронепоезд "Железняков" с пулеметом ДШК 12,7 на площадке

Во время обороны Севастополя в 1941-1942 годах немцы уничтожали любую советскую технику, что попадала в поле их зрения. Земля рядом с городом простреливалась десятками артиллерийских орудий, с неба на защитников обрушивалась элитная немецкая авиация. И, тем не менее, в этих условиях против немцев действовал неуловимый советский бронепоезд. Немцы прозвали его "Зеленый призрак".

Бронепоезд не был какой-то "новейшей" или "секретной" разработкой. Скорее наоборот. Он представлял собой сборную "солянку". На нем было установлен пять 76,2-мм орудий, еще три установки 34-К калибром 76 мм, две пушки Лендера того же калибра, пара минометов калибра 82 мм и шестнадцать пулеметов среди которых были и крупнокалиберные ДШК.

Сам бронепоезд был построен на Севастопольском морском заводе на базе 4-осных железнодорожных платформ имеющих грузоподъёмность 60 тонн. На базе платформ смонтировали бронекорпуса из стальных листов скрепленных сваркой и армированной бетонной заливкой. В состав входил штатный бронепаровоз серии Ов и более мощный не бронированный грузовой паровоз серии Э. Оба паровоза работали в бою, что значительно улучшало ходовые характеристики.

Железняков
Железняков

Но в чем же секрет неуловимости "Зеленого призрака", который на самом деле назывался "Броневой поезд №5" или "Железняков"? Все дело в умении экипажа и достаточно тщательной подготовке перед каждым боевым выходом. Перед бронепоездом на позицию выходила дрезина, которая проверяла состояние железнодорожных путей. Бронепоезд наносил удары по заранее разведанным целям и быстро уходил на новые позиции пока вражеская артиллерия не успела пристреляться.

В случае повреждения железнодорожных путей в дело вступала прикомандированная к бронепоезду бригада железнодорожников, которая чинила пути под огнем врага и в любых условиях. Кроме того экипаж никогда не ленился и под каждую конкретную местность менял раскраску бронепоезда:

...матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью (мичман Н. И. Александров)
Не бронированный паровоз серии Э бронепоезда "Железняков"
Не бронированный паровоз серии Э бронепоезда "Железняков"

Первый боевой выход поезд осуществил 7 ноября 1941 года. Выйдя за Камышловский мост, "Железняков" обстрелял вражескую пехоту у деревни Дуванкой (сегодня Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины.

Немцы все время охотились за "Зеленым призраком". Над железной дорогой постоянно курсировал самолет разведчик. Ну а тяжелая артиллерия хорошо пристрелялась по железнодорожному полотну. И все же серьезного урона нанести бронепоезду не удавалось. Он ускользал благодаря своей скорости.

В конце 1941 года на поезд установили дополнительное вооружение заменив один миномет и артиллерийское орудие несколькими автоматическими пушками, 120-милиметровым минометом и несколькими пулеметами.

Неприятный сюрприз ожидал немецких солдат в декабре 1941 года. Немецкие подразделения захватили поселок и железнодорожную станцию Мекензиевы горы. Каково же было удивление оккупантов, а после и охватившая их паника, когда на станцию буквально "залетел" советский бронепоезд и в упор расстрелял немецкую пехоту.

Матросы у бронепоезда
Матросы у бронепоезда

Бронепоезд "Железняков" совершил сто сорок боевых выходов. Уничтожил тяжелую батарею противника, три самолета, три автомашины, десять грузовых повозок, около полутора тысяч солдат и офицеров врага, разрушил десятки укреплений, дзотов, пулеметных гнезд и блиндажей. Ну а в бою 15 июня 1942 года с колонной вражеских танков он сумел подбить три вражеских танка и благополучно отступить.

Впрочем, немцам все же удалось выяснить место дислокации бронепоезда в Троицком тоннеле. 26 июня пятьдесят бомбардировщиков Люфтваффе нанесли по тоннелю массированный бомбовый удар. Часть бронепоезда оказалась завалена. Кроме того один из выходов из тоннеля был заблокирован. Экипажу бронепоезда пришлось отцепить заваленную часть поезда и действовать с тем, что осталось.

Правда уже на следующий день немцы повторили налет и на этот раз заблокирован был и оставшийся выход. Экипажу пришлось оставить "Зеленого призрака" под завалами.

Бронепоезд "Железняков"
Бронепоезд "Железняков"

В августе 1942 года немцы расчистили тоннель и использовали уцелевшие бронеплощадки поезда для создания своего бронесостава "Ойген". Впрочем, "Принц Ойген" не провоевал долго:

"Ойген" участвовал в боевых действиях в районе Перекопа, а также на Ишуньских позициях. Когда советские войска прорвали немецкую оборону Севастополя на Сапун-Горе, бронесостав "Ойген" был взорван своим экипажем. Так закончилась судьба самого известного крымсского бронепоезда. (Источник: Крым. 47 сюжетов о прошлом и будущем)

В память об этом легендарном бронепоезде в 70-х годах возле железнодорожного вокзала в Севастополе был установлен бывший вспомогательный паровоз "Зеленого призрака" Эл2500. Сегодня его украшает вполне справедливая и исторически закономерная фраза: "Смерть фашизму!".

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.