Вот объект для сегодняшнего ландшафтного разбора:
Рассмотрим его поподробнее:
Нельзя не отметить, что все растения здоровые, без повреждений. И если их там посадили не за час до съемки (а непохоже на то), то значит, правильно сделан дренаж, выбраны грунты, обеспечен полив и прочий уход.
Но почему же эта горка плохая?
На мой взгляд, из-за трех неправильных дизайнерских решений.
🌿1🌿. Идеологически неверный выбор растений
Хвойные и камень - прекрасная основа альпийской горки! Потому что это, по сути, искусственная копия высокогорного ландшафта:
С его залитыми солнцем склонами, невысокими горными цветами:
И компактными хвойными:
А мы туда раз - и хосту запихали!))
Понятно, что в природе в таком месте выжить ей будет, мягко говоря, непросто. Хосты - растения полутени, влажных, богатых органикой почв. Об этом говорят их огромные сочные листья:
Хосты могут расти даже на камнях. Но - в тенистом подлеске:
А открытом солнце даже при самом тщательном уходе большинство сортов подсушивают кончики листьев. Ну не их это место, не хостовое!
К слову, в высшей степени странно смотрятся на солнечных каменистых горках также и папоротники:
Вот эта работа, на мой взгляд, просто триумф агротехнического волюнтаризма. Растения здесь собраны как пластмассовые кубики лего - без всякого учета их предпочтений в области влажности, света, кислотности почв:
Нет, в жизни, конечно, всегда есть место подвигу и ничто не мешает устроить этим культурам индивидуальный режим полива, поддерживать разный состав грунтов и досаживать то, что начнет хиреть и выпадать. Но искусственность композиции все равно сразу бросается в глаза.
Какие еще растения я считаю неподходящими для альпийских каменистых ландшафтов? Вот эти:
... и другие тенелюбивые культуры, которые предпочитают рассеянную полутень или даже плотную тень и нуждаются во влажном, богатом органикой грунте. Довольно странно смотрятся на сухих каменистых склонах крупные ярко окрашенные листья:
Но это, конечно, совершенно не значит, что такие растения нельзя сажать на камнях! Конечно же, можно, только в соответствующем освещении и окружении:
И тогда они будут смотреться совершенно естественно:
И даже в высшей степени изящно:
Но к залитой солнцем сухой альпийской горке эти тенелюбивые культуры не имеют ровным счетом никакого отношения.
Вторая "заноза" для меня в сегодняшней исследуемой ландшафтной работе - это георгины:
Прекрасный садовый и парковый цветок!
Но в альпийскую-то горку их зачем?? С ее бедными, каменистыми, сухими почвами?
Для того, чтобы вырастить крупный цветок, растению нужно много еды и питья. Конечно, можно обеспечить такие условия и в горке, но чужеродность георгины в альпийском ландшафте никуда от этого не денется:
Кто еще из цветущих не очень хорошо подойдет альпийской горке?
Парковые растения, часто используемые в регулярных ландшафтах в виде сплошных цветущих ковров:
Особенно с крупными цветками и сочными, влаголюбивыми листьями. Но даже засухоустойчивые однолетники, которые мы привыкли видеть в сплошной посадке в городском озеленении:
...в каменистой горке смотрятся довольно странно:
Разве что точечно и самые короткие и мелкоцветковые сорта...
Значит ли это, что для горки цветущие плюшки неприемлемы? Нет, конечно, наоборот, очень типичны! Но - состоящие из засухоустойчивых солнцелюбивых культур с некрупными цветками мелкой ажурной листвой. Листайте подборку, чтобы наглядно сравнить "альпийское" и "неальпийское":
🌿2🌿. Перебор с красками
В исследуемой горке использован весь допустимый спектр декоративной листвы, даже розовая есть (штамбовая ива Hakuro-Nishiki справа)!
Восприятие цветовой гаммы сильно зависит от темперамента - например, хозяева Four Seasons Garden много десятилетий любуются своим садом и совсем от него не устают:
Однако я чаще всего вижу, что жители северных городов после 10-15 лет садоводческого стажа, когда проходит первый "вау-эффект" знакомства с современным ассортиментом декоративных культур и заметно возрастает насмотренность, чаще всего склоняются к более сдержанным, изысканным цветовым решениям.
Например, эту горку можно было бы сделать в теплой бело-золотистой гамме:
Золотая горка в реальной жизни:
Или в холодной бело-голубой, а розовые тона листьев и розовые цветки добавили бы необходимого тепла в это сдержанное сочетание:
Розово-голубая горка в реальной жизни:
Любое ограничение - это некое внутренне правило, которое всегда явно или подсознательно считывается: авторы не просто запихали в микс все, что смогли купить, а пытались реализовать некую дизайнерскую идею!
🌿3🌿. Плотность посадки
Еще раз напомню, как выглядит исследуемая горка:
Жаль, что мне не удалось найти другие фото этой композиции и разглядеть ее со всех сторон, но на данном фото я вижу, что:
1. Объекты заднего плана очень плотные
2. Этих объектов много
И это создает ощущение общей переотягощенности композиции, как мы видим, например, вот здесь:
И здесь:
А здесь не видим:
И даже здесь не видим, несмотря на размер хвойных и их плотность из-за регулярной обрезки:
В чем разница? Конечно, в посадке.
Кстати, на положительных примерах я показала демонстрационный сад Iseli Nursery, это старейший и красивейший питомник хвойных в мире, подробнее о нем здесь:
– Хорошо вам критиковать ландшафтные решения за плотность посадки, Ольга Михайловна, – скажет читатель-практик, – А если за забором вот такое:
... то как сажать рыхло?!
Есть разные способы, но общий смысл один: можно создать некий нейтральный не раздражающий фон, который позволил бы не делать из декоративных растений забор.
Например, здесь растения расположены свободно, роль фона выполняет маскировочная сетка:
Без сетки растения в таком количестве не смогли бы закрыть раздражающий ландшафт:
Поэтому приходится сажать их в два раза больше:
А это еще и в два раза дороже, не говоря уже об агротехнических и эстетических моментах. А потом они как вырастут! Вот, в частности, наглядный пример:
Отдельный вопрос - это договоренность с соседями насчет расстояния от посадок до границы, и если роль забора разрешенной высоты выполняет некий нейтральный фон, а растения посажены с необходимым отступом, то конфликтов можно избежать.
О материалах для фона поговорим в отдельной статье, здесь же подчеркну: функцию забора и декора вовсе не обязательно совмещать, можно оставить забору - заборово, а декору - декорово.
Второй момент - это собственно выбранные растения.
Мало кто может быть таким же плотным и непроницаемым, как ель Conica! Если бы авторы исследуемой горки часть этих елей заменили бы на более рыхлые сосны или кипарисовики, то эффект "напихано" не был бы таким выраженным:
В этой работе бросается в глаза несоответствие массивных хвойных заднего плана и компактных растений - переднего.
Что это - дизайнерская ошибка при выборе размеров для посадки или просто переделка, при которой совместились старая "переросшая" часть и новая, "свежепосаженная"? Трудно сказать, но если рассматривать эту горку в целом, то вообще без крупных объектов было бы однозначно легче:
Что делать, чтобы такого не получилось? Комбинировать плотные и рыхлые сорта, а в случае, если растения перерастают нужный объем, использовать методы корректировки - от фигурной обрезки до, увы, полного удаления.
***
Вот, собственно, и все про эту ландшафтную работу.
– А мне нравится хоста в альпийской горке! - скажет кто-то из читателей.
Послушайте, ну так это же прекрасно)) Нравится - и хорошо, значит, ваша композиция выполняет главную задачу: радовать хозяев!
Мои разборы ландшафтных проектов ориентированы на другого читателя - того, который смотрит на сделанную работу и чувствует: что-то здесь не так...
А вот что именно? И что исправить, чтобы нравилось безоговорочно и полностью?
Именно для него я приготовила некоторые подсказки:
🌿1🌿. Возможно, вы хорошо чувствуете требования разных растений к условиям и вас подсознательно раздражает их агротехническая несовместимость.
🌿2🌿. Возможно, вам не нравятся избыточно пестрые решения и не хватает объединяющей цветовой идеи.
🌿3🌿. Возможно, посадка вам кажется перезагущенной, а количество плотных объектов - избыточным.
Но:
А уж если мы заговорили о моих личных предпочтениях, то покажу вам напоследок работы Питера Берга (Peter Berg) - это не альпийские горки, конечно, просто композиции с камнями, но с моей точки зрения, они практически совершенны.
Сад в долине Ahrtal:
Сад в Stolberg:
Музей Remagen:
Дорогие проекты в работе, конечно. Но почему бы просто не полюбоваться?))
Вот такой разбор на сегодня, делитесь своими взглядами на вопрос и фотографиями ваших удачных композиций - чем больше будет мнений, тем полнее мы сможем разобрать проблему "правильных" и "неправильных" альпийских горок!
Другие мои статьи пол ландшафтному дизайну можно найти здесь:
С уважением, ваша Ольга