Далёкое будущее, 2154 год. Планета Земля быстро загибается от перенаселённости и энергетического кризиса. В звёздной системе Альфы Центавра планета Пандора вызывает интерес землян наличием минерала анобтаниума. У горно-добывающей корпорации не складываются отношения с местным гуманоидным населением. Ради защиты к горнякам и учёным приставлены наёмники. В эпицентр этого конфликта попадает бывший морской пехотинец Джейк Салли, у которого появляется шанс на новую жизнь среди На'ви.
Джеймс Кэмерон – художник. Он относится к категории режиссёров вроде Ридли Скотта или Тарсема Сингха, которые верят в образность, в изображение. Вроде бы Скотт как-то сказал: мой зритель может быть совершенно тупым и не понимать, что говорят персонажи – но видеть-то он всё равно будет. Вдохновлённый «Звёздными войнами», Кэмерон подался в кинопроизводство, где довольно быстро выбился из мастеров по спецэффектам в режиссёры. «Аватар» стал его очередным проектом мечты.
Подобно тому, как «Терминатор» стал своего рода воплощением на экране ночного кошмара режиссёра, так и «Аватар» долгое время обретал свой финальный вид, начинаясь с образа, который приснился то ли самому Кэмерону, то ли его матери. История создания фильма уже стала историей – доселе удивлявший публику невиданными ранее зрелищами и спецэффектами, Кэмерон на сей раз вообще задумал показать совершенно другой мир – и засел в ожидании развития технологий.
Результат превзошёл все ожидания – «Аватар» по сей день перевыпускают в кинотеатрах – и люди ходят на него и приносят дополнительные деньги в кассу, которая, возможно, однажды всё-таки достигнет отметки в три миллиарда. Параллельно с этим творение Кэмерона преобразовало индустрию, цифровизировав в кино всё и вся, оставляя киноплёнку в прошлом. Революционность деятельности Кэмерона подхватили все – каждый второй блокбастер срочно конвертировали в 3D, которое быстро всем надоело.
И вот, прошло тринадцать лет. Уже и 3D собирается в прошлое. «Дивным новым миром» уже никого не удивишь – с тех пор проекты вроде «Аватара» соревнуются с доминирующими на экране кинокомиксами – и везде спецэффекты. Те же фильмы Marvel по количеству прошедших цифровую обработку сегментов и сцен, сгенерированных на компьютере, порой переплёвывают первый «Аватар». А попытки подражать вроде «Варкрафта» встречают как-то не очень приветливо. Мир уже даже не удивлён вышедшему сиквелу «Аватара», который был объявлен буквально сразу же после премьеры первого, в итоге долгое время придумывался, доходил до производства, прошёл через все стопоры ковидных ограничений, и в итоге к моменту премьеры воспринимался уже как нечто само собой разумеющееся. Конечно же это не сравнится с тем, какой шум наделал его предшественник.
Первый «Аватар» и сегодня смотрится прекрасно, ничуть не устаревшим. Главный герой в лице малоинтересного Сэма Уортингтона – чистый лист, хоть и подразумевающий под собой прожитую жизнь, наполненную разочарованием. Путешествие на Пандору становится для него шансом во всех смыслах. В общем, поставив во главу повествования подобного персонажа, Кэмерон провернул удачный трюк, поскольку это был идеальный герой-проводник для зрителя – обладателю «пустой чаши» каждый встречный всё объяснял и показывал.
Многие зрители чувствовали чрезмерное давление от пиара технологической стороны картины – и стремились уравновесить эту несправедливость, называя «Аватар» фильмом, напрочь лишённым драматургии, сценария, актёров, персонажей, человеческих чувств и вообще всего, что касается души. Конечно не стоит опускаться до подобного уровня. Всё это в фильме Кэмерона присутствует – и вполне себе работает. Дело только в том, что всё это – на типичном для автора уровне.
Можно предположить, что Кэмерон – этакий сильный нарциссический шизоид, и воплощение на экране собственных фантазий посредством технологий для него гораздо интереснее, нежели перипетии человеческих отношений и какая-либо психология. Ведь ретроспективно оглядываясь на творчество режиссёра видно, что на некоторые вещи у него взгляды остаются неизменными – ну или подход в творчестве. Пока Джеймс собирает с нуля новые камеры, да разрабатывает систему захвата движений мимики, у него из сценария в сценарий кочует его идеал сильной духом женщины, а герои непременно сближаются от совместных испытаний. Да что уж там – пока Кэмерон своими семимильными шагами входил в рейтинг «100 самых влиятельных людей планеты», у него успело смениться 5 жён – и есть предположение, что если бы не дети и седины, то и с пятой он бы развёлся. Не верите жёнам – обратитесь к воспоминаниям коллективов съёмочных групп на площадках «Чужих» и «Бездны» - люди натурально страдали, пока неутомимый Кэмерон приносил людские ресурсы на алтарь жертвы ради воплощения своего видения.
В общем, это конечно ни сколько не извиняет режиссёра за определённую леность в написании диалогов между людьми. Но и глупо заявлять другую крайность, якобы фильм ни о чём. Аналогично непонятны и претензии тех, кто критиковал автора за схожесть сюжетной канвы с «Покахонтас» или же «Танцующим с волками». Хочется спросить, а многие ли упрекали «Покахонтас» в схожести с «Танцующим с волками»? Режиссёр честно говорил, что при написании сценария вдохновлялся впечатлениями от прочитанной в далёком детстве научной фантастики, и отчего среди рецензентов разошлась эта истерия про «украденный сюжет» - непонятно, хотя больше кажется, что причина в банальном отсутствии собственных аргументов. В общем, как обычно – один сказал, остальные подхватили. Почему-то никто не вспомнил «Шину – королеву джунглей» - а между тем, тот фильма Джона Гиллермина куда больше похож на «Аватар», нежели «Танцующий с волками».
Возможно, стоит упрекнуть Кэмерона в недостаточно верной акцентированности сценария. Поскольку в тексте присутствуют важные моменты, которые как бы просто «проговариваются» между персонажами, утекая прочь от невнимательного зрителя. Что, в свою очередь, развернуло в критике против «Аватара» ещё одну истерию, так сказать, «ватную», поскольку многие разнесли фильм чисто на том аспекте, что Джейк Салли якобы становится предателем собственной расы, рода и планеты.
Кэмерону нужно было заставить историю двигаться в конкретном направлении – поэтому он лишил главного героя изначально задумываемой участи посредника. Ведь из вышеназванных мимолётных моментов становится ясно, что «эвакуция» для Оматикайя была уготована изначально – и появление Джейка лишь помогло определить ключевые точки для удара. Немного жаль, что режиссёр в этот момент всё съёживает до единственно верной фразы Джейка, в которой тот обличает политику империализма. Поскольку лишив героя права голоса, права быть посредником, он лишь даёт ему немножко пометать бисер перед обеими сторонами, когда ни те ни другие его не слушают.
В этом отсутствии сценарной изящности у героя как-то сам собой пропал и выбор – в том смысле, что симпатии были уже предопределены. Возможно, что патриотические чувства зрителя были пробуждены как раз тем, что вместе с лишением главного героя выбора, был лишён выбора и зритель, поскольку между циничным корпоративным аппаратом из бездушных военных и чиновников, и жизнерадостными дикарями и чудаковатыми учёными выбора не было изначально. Ну а что до персонажей второго плана, которые должны были нести в себе какие-то личностные качества сверх полярности той стороны, к которой они принадлежат – те до финала не дожили, чтобы вставить своё слово.
В общем, минус балл Кэмерону за то, что создав конфликт посередине фильма, он, по сути, этот конфликт оставил где-то за скобками в угоду развитию истории. Подобно тому, как из театральной версии были вырезаны все упоминания о сестре Нейтири и школе Грейс – не то, чтобы без них не складывалось впечатление, из-за чего же вражда, но полноту картины этими сцены всё-таки создавали. Пожалуй симпатия к этому фильму будет определятся тем, насколько зрителю получится проникнуться мироощущением режиссёра, который постарался передать это через создание вымышленного мира.
Пока RDA выкапывает анобтаниум и расходует его на решение энергетического кризиса, что произошёл на Земле вследствие истощения собственных ресурсов, на Пандоре энергия даётся на время – и законченный цикл жизни и смерти восстанавливает баланс в природе. В общем, сложно объяснить, что некоторые находят в этом фильме такого, отчего на словах: «Эйва услышала тебя!» - на глаза наворачиваются слёзы. Однако для режиссёра, который славится не как мастер человеческих драм, а как большой технический специалист – это всё-таки большое достижение вызывать у зрителя сопереживание через подобную передачу собственных воззрений. Это гораздо ценнее всех достижений в постановке экшн-сцен.
Хотя тут стоит упомянуть и их – ибо в третьем акте постановщик грандиозно использует весь свой опыт постановщика экшн сцен. В ход идёт резкий зум, слоу-мо, виртуозная работа оператора, идеальный монтаж – «Аватар» - то кино, по которому можно смело учиться тому, как снимать экшн-сцены. «Аватар» хоть и остаётся своего рода особнячком в духе очередного экстравагантного творения прогрессивного визионера, но смотрится всё равно увлекательно и потрясающе. Другой вопрос, что, своего рода, слова Кэмерона расходятся с делом. Если посыл фильма был на устремление обратно к себе, своим истокам, чувствам и природе, то сам режиссёр ради воплощения своих идей напротив уходит всё дальше от реальности. А судя по его последним интервью, это уже касается и ума. Возможно, посмотрев «Путь воды» станет яснее, не выдохся ли постановщик на столь амбициозном проекте.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.