Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается количество углекислого газа, достаточное чтобы загрузить не одну сотню контейнеров. Транспорт среди лидеров. Рассмотрим, какие экорешения для него существуют и способны ли они снизить ущерб окружающей среде.
Транспорт занимает третье место по объему выделяемого углекислого газа (СО2). В сухих цифрах это 5.4 гигатонны газа, или 15% выбросов.
Вот наглядное сравнение. В атмосферу попадает 142 миллиарда груженых фур. К примеру, число машин на Земле не превышает 2 миллиарда. Эта отметка, по прогнозам, может быть достигнута не раньше 2035. При сохранении текущего уровня производства.
Тогда как выглядит такое количество фур? Если поставить друг на друга грузовик с прицепом, то получившаяся высота будет практически равна расстоянию между Землей и Юпитером, то есть между третьей и пятой планетами Солнечной системы, в точке максимального сближения.
Если бы в атмосферу действительно выбрасывались твердые предметы, то на Земле уже давно сложилась катастрофическая ситуация. Но газы поглощаются, поэтому содержащийся в воздухе СО2 не складируется.
Однако ситуацию с выбросами транспортом углекислого газа пытаются исправить.
Автомобиль на природном газе
Природный газ – это невозобновляемый ресурс, и назвать его более экологичным топливом можно только по показателю СО2. При его сжигании выделяется в полтора раза меньше углекислого газа, чем от бензина или дизеля.
Автомобиль на биотопливе
Такой транспорт использует биодизель, биоэтанол, биогаз. Причем это лишь снижает выбросы СО2 от сгорания в двигателе автомобиля. А значит рассчитывать приходится на степень поглощения СО2, если говорить об устранении загрязнения воздуха.
Ведь при росте спроса на такие автомобили достичь текущих выбросов СО2 – это вопрос времени. К этому добавляется ущерб от производства биотоплива.
К слову, биодизель и биоэтанол получают из технических сортов культур (кукуруза, сахарный тростник, масличная пальма). Чтобы добиться большей урожайности с гектара требуется больше воды и удобрений. А чтобы вернуть эти земли в сельскохозяйственный оборот нужна рекультивация. Да и земельные ресурсы ограничены и сталкиваются с другими трудностями – опустыниванием, эрозией почв, вырубкой лесов.
Автомобиль на топливных элементах
Технологией с нулевыми выбросами СО2 является оснащение автомобиля блоком топливных элементов на водороде. Внутри блока происходит химическая реакция. В результате создается необходимая энергия, и машина движется. Вместо газов «двигатель» автомобиля выделяет воду.
Однако у технологии есть изъяны. Главную обеспокоенность связывают с безопасностью и хранением водорода в резервуарах под высоким давлением. Также для изготовления системы топливных элементов требуется платина – дорогой и редкий металл. И присутствует парниковый эффект, потому что выхлопы содержат водяные пары.
Гибридный автомобиль
Гибридный автомобиль сочетает работу двигателя внутреннего сгорания с электрической силовой установкой. Поэтому «гибриды» лишь замедляют проблему. Достигнет или нет концентрация СО2 уровня опасных последствий изменения климата снова зависит от других мер.
Аккумуляторный электромобиль
Полностью электрический автомобиль не выбрасывает в атмосферу СО2. За него это делает электростанция, которая генерирует энергию. А она не всегда возобновляемая и относительно безвредная для окружающей среды (солнечная, ветряная, гидро). Чаще для генерации используется тот же природный газ, нефтепродукты, уголь. Даже атомная электростанция несет опасность и вред из-за отходов.
Но слабая сторона электрокара не в том, источник он СО2 или нет. Его минус – это ограниченная емкость батарей и их мощность. Чем больше машина и расстояние, тем больше нужно батарей. А больше батарей – больше вес и меньше эффективность. Что влияет на дальность дистанции без «заправки».
Самой распространенной заправочной станцией остается традиционная топливная. И если в пределах крупного города точки для зарядки аккумуляторов на пути автомобиля встречаются. То в сельской местности до полной разрядки электрокар лучше не доводить.
Также сохраняется сложность быстро зарядить авто. Длительность зависит от его размера и количества батарей. А также способа.
Для легковых самым медленным будет зарядка от обычной розетки без усиливающей станции. Если добавить такую установку и использовать специальный кабель, то можно уложиться за час.
Беспилотный летательный аппарат
Устройство работает от батареек. А значит имеет те же недостатки, что и электромобиль. Соотношение веса аккумулятора и веса дрона критично. Если установить слишком большую батарею, устройство не сможет взлететь. Поэтому сразу возникает проблема длительности работы без подзарядки.
Дроны набирают популярность в транспортной отрасли. Логистические компании ищут способы использовать их для доставки грузов, массой не больше коробки с бумагой А4. Причем ценность видят в возможности доставить груз к порогу. И не зависеть от траффика на дорогах.
Но это лишь разговоры, на что способны устройства. Их производство и внедрение остаются дорогими. Да и легко заметить бесполезность, когда потребуется доставить, скажем, партию коробок А4 в соседнюю область. Из-за таких ограничений дроны пока летают в пределах одного склада.
Транспорт с чистыми нулевыми выбросами
Так определяют все эти виды транспорта. Чистые нулевые выбросы СО2 означают равенство. То есть углекислый газ, который попадает в атмосферу от деятельности людей, полностью поглощается. При чем как естественным образом, так и благодаря умным решениям.
Существуют природные поглотители. Наверное, самым распространенным является лес. С ростом растения потребляют СО2, который остается внутри. За год, например, осина с одного гектара поглотит такой же объем газа, который выбросят 25 стандартных автомобилей.
Также естественными поглотителями выступают водоросли. Из-за скорости роста они вбирают СО2 интенсивнее, чем растения на суше. А с размерами океанов их способность абсорбировать углекислый газ только увеличивается. Правда большое количество водорослей в воде может нарушить местную экосистему.
К решениям относятся поглощающие устройства, которые монтируются, например, на производствах. За счет химической реакции внутри установки пропускаемый воздух «очищается» от СО2.
«Зеленая» логистика
Доставить груз и избежать ущерба окружающей среде трудно. Современный транспорт пока не может работать без выбросов СО2. Даже электромобиль увеличивает выбросы углекислого газа из-за растущего потребления электричества. Хотя эти выбросы и не приписывают транспорту.
К тому же батарейки требуют утилизации, чтобы не навредить экологии. Аккумуляторы электрокаров требуют того же. Но это дорогостоящие процессы, поэтому часть все равно попадает на свалки.
В случае транспорта с чистыми нулевыми выбросами многое зависит от «поглотителей». А это перекладывает ответственность.
В логистике «зелеными» называют и меры, которые оптимизируют маршрут. А также скорость и расход. Кратчайший маршрут до пункта проходит между заправками. Но это предполагает развитие инфраструктуры – станций для зарядки аккумуляторов или залива биотоплива.