Один из крупнейших винных домов России «Фанагория» объявил о начале программы сотрудничества с современными российскими художниками. Их картины будут использоваться при создании новых этикеток на бутылках. И это выглядит так, что в компании вспомнили известный российский эксперимент по сотрудничеству виноделов с художниками, чьи картины сейчас украшают Третьяковку и другие главные музеи страны.
Водочные этикетки в начале прошлого века рисовал Михаил Врубель. Бутылки получались изысканно грациозными - как корабль Принцессы Грёзы. Дизайном водочных бутылок занимался знаменитый архитектор Федор Шехтель – и они в кабаках по всей России прививали вкус к стилю модерн.
Кроме Врубеля этикетки еще рисовали Иван Билибин, Александр Бенуа, Константин Коровин. И даже Карл Фаберже в какой-то момент плюнул на свои яйца и изготовил из хрусталя и серебра шедевр, который в Петербурге прозвали “набор пьяницы”:
Вспоминаются и более недавние истории о выходе картин на рынок вина – когда Эрмитаж озвучил неожиданную инициативу. Тогда возникла идея изображать на этикетках российского алкоголя шедевры Эрмитажа.
Руководство питерского музея, в частности, заключило соглашение с виноделами Краснодарского края. И в Эрмитаже с гордостью говоили, что возможности для такого сотрудничества самые широкие – хватит на всех:
“В собраниях музея хранится множество произведений, связанных с вином, в том числе кувшины, кубки, скульптуры и картины”.
Кстати, Эрмитаж заодно мог бы помочь и в борьбе за трезвость - если его инициативу развернуть в правильном направлении. Я имею в виду, что стоило бы совместить картины на этикетках с рассказами о вреде пьянства. Например, на винную этикетку помещается картина XVIII века из Эрмитажа - “Александр Македонский отказывается пить воду":
И тут же рядом на этикетке должен быть рассказ о том, что Александр Македонский предпочитал воде спиртные напитки, потреблял их неумеренно и умер после того как выпил на пиру огромную чашу вина. Хотя эта версия, возможно, происки “Общества трезвости”, и смерть царя была вполне заурядной - Александра отравили какие-нибудь его враги. Или друзья.
А еще в теме сотрудничества мастеров культуры с питьевой промышленностью вспоминается история знаменитого граненого стакана. Это скульптор Вера Мухина подсунула советским людям такую соблазнительную для выпивки посуду - граненые пивные кружки и стаканы.
Кроме памятника “Рабочий и колхозница” Мухина придумала и ту форму граненого стакана, которая знакома нам всем: ей тогда поручили сделать кружки и стаканы, удобные для общепита и посудомоечных машин.
И крепкие граненые стаканы очень понравились пьющей части советского народа - их удобно было держать в руке даже в состоянии сильного опьянения.
Так что, видно, правы были те, кто доносил на Мухину, что она всеми способами пытается навредить советской власти - тогда в складках одежды рабочего и колхозницы кто-то даже увидел лицо Троцкого. Посмотреть на скульптуру приехал Сталин. Долго ходил, шевеля усами, всматривался в платье колхозницы, но ничего подозрительного не нашел.
Мухина осталась жива и увлеклась стеклом. Ее граненые стаканы пошли в широкое производство - и дали повод активистам антиалгогольных кампаний для упреков в ее адрес: что знаменитая Мухина проложила руку к снабжению пьяниц удобной посудой.
А сейчас похожие упреки могут появиться и в адрес художников: что те из них, кто решил сотрудничать с виноделами, виноваты в том, что их красивые картинки на этикетках делают винные бутылки более привлекательными.
Уже и сейчас в соцсетях можно встретить массу упреков по поводу того, что вино и водка предлагается россиянам в самых экзотических, ярких и смешных упаковках - так и хочется взять и купить. И в качестве примера некоторые приводили водку со смешным отсылом к запоям и белой горячке.